8.Bf1-b5.

Курс «Энциклопедия миттельшпиля 2» платный. Интерактивные возможности будут доступны, если Вы авторизуетесь и оплатите курс (если Вы еще не оплатили его).

Список бесплатных курсов можно посмотреть на главной странице.

Страницы урока: 123



Шахматная доска [...] 8.¥b5! Опасное для черных продолжение. С темпом вводя в бой новую фигуру, белые усиливают эффективность прорыва в центре е4-е5.
8...¤bd7 9.e5! dxe5 10.fxe5 ¤h5 11.e6! £h4 Вариант с ранним продвижением отличается конкретной тактической борьбой, и сейчас начинается форсированная игра, в конце которой, все же, можно дать оценку на основе позиционных соображений.
12.g3 ¤xg3 13.hxg3 £xh1 14.¥e3
(14.exd7 ¥xd7 15.¥xd7 ¢xd7 16.£g4 f5 17.£a4 ¢c8 18.¥e3 ¥xc3 19.bxc3 £xd5 20.¦d1 £c6 21.£xc6 bxc6 22.¥xc5 Эндшпиль Неясно)
14...¥xc3 15.bxc3 a6
(15...£e4 16.£f3 £xf3 17.¤xf3 fxe6 18.dxe6 O-O 19.¥h6! ¦xf3 20.¦d1 !ќ)
16.exd7 ¥xd7 17.¥xd7 ¢xd7 18.£b3 !± В создавшемся положении белым важно продолжать игру при ферзях, т.к. черный король оказывается менее надежно укрыт, чем его белый колега, и в этом случае легкие фигуры белых окажутся сильнее чем ладья и две пешки противника.
(Лишь к чуть лучшему эндшпилю привело 18.£f3 £xf3 19.¤xf3 ¦he8 20.¢f2 ¢d6 21.c4 f6 22.¦b1 b5 Эндшпиль² ,Illescas C. - Topalov V., Alcobendas 1994 Match)
18...b5 19.O-O-O ¦he8 20.¥xc5 ¦ac8 21.¥d4 £g2 22.£a3! £xg3 23.£xa6 ¦xc3 24.¢b2! (24.¥xc3 £xc3 25.¢b1 £b4=) 24...¦cc8
(24...£g2 25.¢xc3 ¦c8 26.¢d3 £c2 27.¢e3 £xd1
(27...¦e8 28.¢f4 £f5 29.¢g3 £g5 30.¢f2 £h4 31.¢f1 £f4 32.¥f2 £c4 33.¢g2 £g4 34.¥g3 ¦e2 35.¢f1ќ)
28.£xb5 ¢d6 29.¤e2ќ)
25.£xb5 ¢d6 26.¢a1! £a3 27.¥b2! £c5
(27...£a8 28.¥c3! ¦xc3 29.£b4 ¦c5 30.£b6ќ)
(27...£a7 28.¤f3ќ) 28.£a6 ¢d7 29.£a4 1:0,Sokolov - Topalov, Wijk aan Zee 1996

Шахматная доска [...] 8...¤fd7! Сильнейшее продолжение, благодаря которому черным удается сдержать наступление противника в центре, связанное с продвижением е4-е5. Хотя конь на d7 занимает не очень гармоничноую позицию и ему часто приходится возвращаться на с7, белым тоже придется потерять время на отход слона с b5, в связи с возможным продвижением a7-a6 и b7-b5.
9.¥d3 O-O 10.¤f3 a6 11.a4 ¤f6 12.O-O ¥g4 Типичный план. Разменивая слона с8, часто оказывающимся пассивным в индийской защите, на коня f3, черные усиливают контроль за ключевым полем е5.
13.h3 ¥xf3 14.£xf3 ¤bd7 15.¥d2 £c7 С идеей активизировать игру на ферзевом фланге посредством с5-с4 и далее ¤d7-c5.
16.¥c4! ¤b6 17.b3 Типичный блокадный маневр направленный на пресечение контригры соперника на ферзевом фланге.
17...¤fd7 18.¦ae1 ¦ae8 Завязывается типичная для варианта с f2-f4 борьба вокруг продвижения е4-е5.
19.£d3 £d8! 20.¢h1 £h4 21.¦e2 g5! Типичный фланговый подрыв с целью установить контроль над черными полями в центре.
22.g3 £h5! (22...£xh3? 23.¦h2 £g4 24.e5 !±) 23.¦g2 ¤xc4 24.bxc4 f5 !µ (x¢h1) 25.g4 fxg4 26.¦xg4 gxf4 27.¦fg1 ¦f7 28.¥xf4 ¤e5 29.¥xe5 £xe5 30.¤e2 ¢h8 31.¤g3 ¦f2 32.£e3 £b2 33.¤f1 ¥e5 34.¦4g2 ¦xg2 35.¦xg2 £b1 36.£f3 ¥g7 37.£f7 ¦e7 38.£f4 ¦xe4 39.£f5 £e1 40.¦g1 ¦e8 41.¤g3 £e3 42.¤h5 ¦f8 43.£g4 ¥d4 44.¦b1 ¦g8 0:1

Шахматная доска [...] 20.e5! Все белые фигуры расположены идеально для осуществления тематического прорыва е4-е5. В предыдущей партии белые промедлили с этим продвижением, что привело после
(20.¢h1?! £h4! 21.¦e2 g5! к парализации их активности в центре.)
20...dxe5 21.f5! Позиционная жертва пешки посредством е4-е5 в сочетании с продвижением f4-f5 - типичный прием развития инициативы, который необходимо знать. Белые грозят сыграть ¤е4, устанавливая блокаду на поле е4, замуровывая слона g7 и получая шансы на атаку королевского фланга в сочетании с проходной пешкой d5.
21...e4! Типичная ответная жертва пешки позволяющая активизировать черные фигуры.
22.¤xe4 ¥d4
(22...¤e5 23.£g3 ¤xd5
(23...¤bxc4 24.bxc4 ¤xc4 25.f6! ¤xd2 26.fxg7 ¤xe4 27.gxf8=£ ¢xf8 28.£d3! ¤d6 29.£c3ќ)
24.¥xd5 £xd5 25.f6 ¥h8 26.¥h6 ¤d3 27.¦e3 ¦xe4 28.¥xf8 £d4 29.¥h6 !±)
23.¢h1 ¤e5 24.£c2 ¤bxc4 25.bxc4±‚ Королевский фланг25...f6 26.fxg6 hxg6 27.¥h6 ¦f7 28.¤xc5! ¦h7
(28...¥xc5 29.¦xe5! ¦xe5 30.£xg6 ¢h8 31.£xf7ќ)
29.¦xe5! ¦xh6 30.¦xe8 £xe8 31.¤e6 ¥e5 32.c5 ¦h4 33.£b1 £f7 34.£b3 ¢h8 35.¦d1 £d7 36.d6 ¦e4 37.¤f8 £g7 38.d7 £xf8 39.£d5 ¥c7 40.£xe4 1:0

Шахматная доска [...] 11...£c7 Не желая тратить время на возвращение коня на f6, черные приступают к немедленной подготовке типичного плана активизации пешечного большинства на ферзевом фланге посредством продвижения с5-с4 с последующим ¤d7-с5 и b7-b5.
12.O-O c4 13.¥c2 ¤c5 14.¥e3 ¥g4! Этот типичный маневр необходим для предотвращения угрозы прорыва е4-е5.
15.h3 ¥xf3 16.¦xf3 ¤bd7 17.a5
(17.¥d4 ¥xd4 18.£xd4 £b6 19.a5 £xb2 20.¦a2 £b4 21.e5 b6 !µ)
17...¦fe8 Утвердившись на поле с5, черный конь оказывает давление на пешку е4 и угрожает набегами на поля b3 и d3.
18.¥d4 b5! 19.axb6 £xb6 20.¦a2 ¦ab8 21.¢h2 ¥xd4 22.£xd4 ¤b3! 23.£xb6 ¦xb6 24.¥xb3 cxb3 25.¦a4 ¤c5 26.¦c4 a5 Эндшпильµ Типичная ситуация. Черные активизировали свое пешечное большинство на ферзевом фланге, а лишенная подвижности пешечный центр белых превратился в объект нападения.
27.¤a4 ¦b4 28.¦xb4 axb4 29.¤xc5 dxc5 30.¦xb3 (30.e5 c4 С идеей с3°) 30...¦xe4 31.¦d3 c4 32.¦d1 ¢f8 33.¢g3 ¢e7 34.¢f3 f5 35.g4 ¢d6 36.gxf5 gxf5 37.¦a1 ¢xd5 38.¦a5 ¢d4 39.¦xf5 ¦e3 40.¢g4 ¦e2 41.¦f7 ¦xb2 0:1

Шахматная доска [...] 15.¥d4! Минусом плана с продвижением с5-с4 является предоставление белым фигурам доступа к полю d4. Также, в данном случае черные слишком стремительно осуществили подвижение с5-с4, не закончив мобилизацию фигур ферзевого фланга, что приводит к затруднениям связанным с защитой пешки с4.
15...¥xf3 16.¦xf3 ¥xd4
(16...¤bd7 17.¥xg7 ¢xg7 18.£d4 ¢g8 19.¦f2! (19.£xc4 £b6 С контригрой) 19...¦ac8 20.£xc4 £b6 21.¦b1 ¤f6 22.£d4 ¤g4 23.¦d2 ¤d7 24.£xb6 ¤xb6 25.¥d3 ¤c4 26.¥xc4 ¦xc4 27.¦e1± )
17.£xd4 £b6 18.a5! £xb2 19.¦a2 £b4 20.e5! По сравнению с предыдущей партией белые сэкономили темп, воздержавшись от хода h2-h3, что существенным образом сказывается на оценке позиции.
20...¤bd7? (20...b6±) 21.¦f1! b5 22.¦b1 ¤b3 23.¥xb3 £c5 24.£xc5 ¤xc5 25.¥c2ќ25...¦fe8 26.¤xb5 axb5 27.¦xb5 ¤b3 28.¥xb3 cxb3 29.¦xb3 dxe5 30.a6 exf4 31.a7 ¢g7 32.¦b7 g5 33.d6 ¦ed8 34.d7 ¢f6 35.¦e2 g4 36.¢f2 h5 37.¦e8 1:0


← Предыдущий урок
8.e4-e5.

Страницы урока: 123

Следующая страница →