4.d2-d3.

Курс «Энциклопедия миттельшпиля 2» платный. Интерактивные возможности будут доступны, если Вы авторизуетесь и оплатите курс (если Вы еще не оплатили его).

Список бесплатных курсов можно посмотреть на главной странице.

Перейти к задачам


Страницы урока: 12345



Шахматная доска [...] 4.d3 Спокойное продолжение, ведущее, как правило, к медлительной позиционной игре.
4...¤f6 5.¤c3
(5.c3 придает игре итало-испанские мотивы. В последующей игре черные не испытывают серьезных затруднений, т.к. их чернопольный слон уже выведен за пешечную цепь c7-d6-e5:
5...a6 6.O-O d6 7.¦e1 ¥a7 8.¥b3 O-O 9.¤bd2 ¥e6 10.¤f1 ¥xb3 11.£xb3 £c8 12.¤g3 ¦e8 13.h3 ¦b8 14.¥e3 £e6 15.£xe6 fxe6 16.¦ac1 ¥xe3 17.¦xe3 ¦bd8 18.d4 ¦d7 19.¢f1 ¢f8 20.¦d1 h6 21.dxe5 ¤xe5 22.¤xe5 dxe5 23.¦xd7 ¤xd7 24.¢e2 ¢e7=)
5...d6 Рассматриваемый вариант - один из самых спокойных в итальянской партии ("giuco pianissimo" - самая спокойная игра). Позиция совершенно симметрична, а пешечные цепи в центре и на флангах пока неподвижны. Часто это ведет к пресной игре и ничьей:
6.¥e3 ¥xe3
(6...¥b6 7.O-O ¥e6 8.¥b3 O-O= )
7.fxe3 ¥e6 8.¥xe6 fxe6 9.O-O O-O 10.¤d2 ¤d7 11.£e2 £e7 12.¦xf8 ¦xf8 13.¦f1 ¦xf1 14.£xf1 a6 15.a3 £f6 16.£xf6 ¤xf6 17.¤f3 h6 18.h3 ¢f7 19.¢f2 ¢e7 20.¢e2Ѕ:Ѕ
Конечно, при желании бороться, почти в любой позиции можно найти способ осложнить игру. не является исключением и этот спокойный вариант итальянской партии, со своеобразными тонкостями которого мы познакомимся далее.
Шахматная доска В подобных позициях одной из ключевых идей является создание связываний по диагоналям h4-d8 и h5-d1, которые могут перерасти в неприятное давление и привести к созданию слабостей в расположении противника. Здесь, однако, следует указать на типичную ошибку: связывание по диагонали в сочетании с короткой рокировкой может привести к неприятным последствиям. [...] 6.¥g5?! h6 7.¥h4?Лучше7.¥e3) 7...g5! Оттеснение слона перерастает затем в грозную атаку на белого короля. Здесь очень важно, что черный король еще не рокировался и движение черных пешек "g" и "h" не связано с ослаблением его позиции.
8.¥g3 h5! 9.¤xg5
(9.h4 ¥g4 10.c3 £d7 С идеей 0-0-0‚ Королевский фланг)
9...h4! 10.¤xf7 hxg3!! 11.¤xd8 ¥g4 12.£d2 ¤d4! 13.¤c3 ¤f3! 14.gxf3 ¥xf3 15.hxg3 ¦h1# 0:1
Шахматная доска Торопиться с рокировкой в этом варианте также не следует. Дело в том, что в этом случае сложнее избавиться от диагональной связки, т.к. оттеснение слона при помощи пешек будет связано с ослаблением позиции собственного короля. [...] 6...¥g4! 7.¥b5 O-O 8.¥e3 ¤d4! 9.¥xd4 ¥xd4 10.h3 ¥h5 11.g4?! ¥xc3 12.bxc3 ¤xg4! Типичная жертва фигуры, разрушающая позицию белого короля и делающая связку по диагонали h5-d1 невыносимой.
13.hxg4 ¥xg4 14.d4 f5! 15.¥e2 fxe4 16.¤d2 ¥xe2 17.£xe2 £g5 18.¢h1 ¦f4 0:1

Шахматная доска [...] 6.¥g5 Логичное и энергичное продолжение. Не определяя положение своего короля, белые сразу заставляют соперника решать проблему связки по диагонали h4-d8.
6...h6
(6...¥g4?! 7.¤d5 ¤d4 8.c3 ¤xf3 (8...¥xf3 9.£a4!) 9.gxf3 ¥e6 10.d4± P.Keres)
7.¥h4 g5 8.¥g3 Черные избавились от неприятной связки ценой ослабления своего королевского фланга. Компенсацией за эти позиционные уступки служит позиция белого слона на g3, находящегося пока вне игры.
8...¥g4 9.h4! Типичный подрыв с целью вскрыть недостатки пешечной конфигурации черных на королевском фланге.
9...¤h5
(9...¦g8 10.hxg5 hxg5 11.¤d5 ¤d4 12.c3 ¤e6 13.£b3 С инициативой)
10.hxg5?!
(Недостатки последнего хода черных - уход коня из центра - следовало подчеркнуть энергичными действиями в центре: 10.¤d5! ¤d4 11.c3²)
10...¤d4?!
(10...¤xg3! 11.fxg3 ¤d4 12.¦xh6
(12.¤d5 ¥xf3 13.gxf3 £xg5 14.g4 c6 15.¦h5 cxd5! 16.¦xg5 hxg5°)
(12.¥xf7 ¢xf7 13.¤xe5 dxe5 14.£xg4 £xg5 15.£d7 ¢g6) 12...¦xh6 13.gxh6 ¥xf3 14.gxf3 £g5 ‚)
11.¥xe5! ¥xf3
(11...dxe5 12.¥xf7! ¢xf7 13.¤xe5 ¢g8 14.£xg4ќ)
12.gxf3 dxe5 13.¦xh5 ¦g8! 14.f4! exf4 15.£g4! ¤xc2 (15...¦xg5 16.£xf4!) (15...hxg5 16.O-O-O±) 16.¢d2 ¤xa1 17.¥xf7! 1:0

Шахматная доска [...] 7...¥g4! Обозначив оттеснение белого слона h4 на королевский фланг, черные не торопятся раньше времени окончательно определить свою позицию ходом g7-g5, откладывая это продвижение до более подходящего момента.
8.h3 (8.¤d5 g5!) 8...¥xf3 9.£xf3 ¤d4 10.£d1 c6 11.a3 b5 12.¥a2 a5 13.O-O g5! Белый король выбрал своим пристанищем королевский фланг и черные немедленно осуществляют программное продвижение g7-g5, т.к. теперь противнику не удастся подчеркнуть его минусы подрывом h2-h4.
14.¥g3 £d7 15.¤e2 h5 16.¤xd4 ¥xd4 17.c3 ¥b6 18.£f3 ¥d8 19.d4 g4 20.hxg4 hxg4 21.£e3 ¥b6 22.f4 Необходимо вернуть к жизни слона g3. 22...exd4 23.cxd4 O-O-O! 24.¦ad1 d5! 25.e5 ¤e4 26.¥b1 f5! 27.exf6 ¦de8 28.¥xe4 ¦xe4 29.£c3 ¢b7µ30.¦fe1 £h7 31.¢f2 ¦he8 32.¦xe4 ¦xe4 33.¢g1 £h8 34.¥f2 ¦xf4 35.¥e3 ¦xf6 36.¦f1 g3 37.¦xf6 £xf6 38.£d3 ¥c7 39.b3 ¥f4 40.b4 axb4 41.axb4 £h6 42.¥xf4 £xf4 43.£f3 £c1 0:1


Перейти к задачам

← Предыдущий урок
Итальянская партия.

Страницы урока: 12345

Следующая страница →