1. Nf3 d5 2. c4 c6

Курс «Энциклопедия Миттельшпиля 3» платный. Интерактивные возможности будут доступны, если Вы авторизуетесь и оплатите курс (если Вы еще не оплатили его).

Список бесплатных курсов можно посмотреть на главной странице.

Перейти к задачам

Шахматная доска [...] 2...c6 Дебюту Рети черные противопоставляют построение, характерное для Славянской защиты.
3.b3 (К обычным вариантам Славянской защиты вело 3.d4) 3...¤f6 4.g3 ¥f5 Выводя белопольного слона за пешечную цепь. Так играл еще Эм.Ласкер черными в знаменитой партии против Р.Рети в 1924 г.
5.¥g2 e6 6.¥b2 ¤bd7 7.O-O h6 Предохраняя от размена белопольного слона на случай выпада ¤f3-h4
8.d3 В упомянутой партии Ласкер выводил слона на d6, но впоследствии доказали, что незащищенное положение слона на этом поле лишь способствует ходу е2-е4
8...¥e7 9.¤bd2 O-O 10.¦e1 Белые ориентируются на продвижение е2-е4, но позиция черных в центре достаточно прочна и, при положении чернопольного слона на е7, а не на d6, они готовы во всеоружии встретить активность соперника в центре
10...¥h7 11.e4?! ¤c5! Подчеркивая минусы продвижения е2-е4. В расположении белых стал уязвимым пункт d3
12.¤e5 ¤fd7 13.¤xd7 £xd7 14.¤f1 dxe4 15.£g4 (15.dxe4 ¤d3 16.¦e2 ¦ad8 17.¦d2 ¥b4) 15...¥g6 16.dxe4 ¦ad8 17.¦ed1 (17.¦ad1 £c7 18.£e2 f5) 17...¤d3 18.¤e3 £e8! 19.¥c3? (19.£e2 ¤xb2³) 19...f5! 20.exf5 exf5 21.£h3 (21.£f3 f4) 21...¤xf2! 22.¢xf2 ¥c5 0-1, Kmoch H. - Spielmann R., Vienna 1928 It
Шахматная доска [...] 10.¦c1 В этой знаменитой партии белые осуществили стратегическую идею, и по сей день считающуюся наиболее перспективной. Они оставляют остов своей пешечной структуры, пешки е2 и d3, на месте, что ограничивает активность белопольного слона соперника, и постепенно готовят продвижение b3-b4, стремясь к захвату пространства на ферзевом фланге
(Аналогичный план можно осуществлять и посредством 10.a3 a5 11.£c2 ¥h7 12.¥c3 с последующим £b2)
10...a5 11.a3 ¦e8 12.¦c2 Осуществляя маневр Рети, связанный с переводом ферзя на а1
12...¥h7 13.£a1 ¥f8 14.¦e1 £b6 15.¥h3 ¥c5 16.¦f1 ¥f8 17.¦cc1 Белым сложно проявить активность и они начинают новую перегруппировку фигур
17...¦ad8 18.¦fe1 ¥c5 19.¦f1 ¥f8 20.¥g2 ¥d6 21.¤e5 ¥xe5 22.¥xe5 ¤xe5 23.£xe5 ¤d7
(23...d4 24.c5 £b5 25.¤c4 ¦e7 26.¤d6 £xb3 27.¦b1 £xa3 28.¤xb7 ¦c8 29.¦a1 £b4 30.¤xa5±)
(23...¤g4 24.£b2 d4 25.b4) 24.£b2 ¤f6Лучше24...c5) 25.b4 Наконец-то белым удалось привести в движение пешки на ферзевом фланге
25...axb4 26.£xb4! £xb4 (26...£c7 27.¦b1 ¦e7 28.¦b3 С инициативой²) 27.axb4 ¦a8 28.¦a1² Инициатива белых на ферзевом фланге определяет их небольшое преимущество
28...¤d7 29.¤b3 ¢f8 30.¦a5! dxc4? В результате этого размена резко возрастает активность белого слона и черные пешки на ферзевом фланге оказываются в опасности
(30...¢e7 31.¦fa1 ¦xa5 32.¦xa5 ¢d6 33.¦a7 ¢c7 34.¤a5 ¦b8 35.c5² позиция черных оставалась достаточно прочной)
31.dxc4 ¤b6 32.¦xa8! ¦xa8 33.¤a5! ¦a7 34.¦d1±34...¢e8 35.¤xb7! ¦xb7 36.¥xc6 ¦d7 37.c5 ¢e7 38.¥xd7 ¤xd7 39.c6 ¤b6 40.c7 ¥f5 41.¦d8 e5 42.¦b8 ¤c8 43.b5 ¢d6 44.b6 ¤e7 45.¦f8 ¥c8 46.¦xf7 ¤d5 47.¦xg7 ¤xb6 48.¦h7 ¤d5 49.¦xh6 ¢xc7 50.e4 ¤e7 51.f3 ¢d7 52.h4 ¢e8 53.¦f6 ¤g8 54.¦c6 1-0, Capablanca J. - Lilienthal A., Moscow 1936 It
Шахматная доска [...] 10.a3 a5 11.£c2 ¥h7 12.¥c3 В этой партии белые самым экономичным способом осуществляют подготовку продвижения b3-b4
12...¦e8 13.£b2 ¥d6 14.¤e5 Типичный прием. Белые блокируют продвижение е6-е5 и добиваются размена чернопольных слонов, что небезвыгодно для них при создавшейся пешечной структуре
14...¤xe5 15.¥xe5 ¥xe5 16.£xe5 £b6 17.h3 ¦ad8 18.¦fb1 ¤d7 19.£c3 ¦a8 20.b4 axb4 21.axb4 ¦ec8 Белые захватили инициативу на ферзевом фланге, но позиция черных очень прочная, что им и удается доказать в настоящей партии. Отметим, что для черных важно удержать пункт d5, что не позволяет активизироваться белому слону
22.¦b3 ¦xa1 23.£xa1 £d8 24.¦a3 ¥g6 25.¦a7 ¦b8 26.¤b3 £f8 27.cxd5 cxd5 28.£a4 £c8 29.£b5 ¤e5 30.f4 £c6 31.£c5 £xc5 32.bxc5 ¤c6 33.¦a4 b6 34.g4 bxc5 35.¤xc5 ¦b4 36.¦a8 ¦b8 37.¦a4 ¦b4 38.¦a6 ¤d4 39.¦a8 ¢h7 40.f5! exf5 41.¤d7 h5! 1/2-1/2, Petrosian T. - Furman S., Yerevan 1975 Ch URS

Перейти к задачам

← Предыдущий урок
1. Nf3 d5 2. c4 e6

Следующий урок →
1. Nf3 d5 2. c4 d4