11. ... c6 12. Bxd5

Курс «Энциклопедия Миттельшпиля 3» платный. Интерактивные возможности будут доступны, если Вы авторизуетесь и оплатите курс (если Вы еще не оплатили его).

Список бесплатных курсов можно посмотреть на главной странице.

Перейти к задачам


Страницы урока: 12



Шахматная доска [...] 11...c6 Сейчас это основное теоретическое продолжение. Укрепляя позицию коня d5 в центре, черные готовят атакующую расстановку своих сил на королевском фланге посредством ¥e7-d6 и £d8-h4.
12.¥xd5 cxd5 13.d4 Белые немедленно разменяли централизованного черного коня, помятуя о том, что упрощение позиции, как правило, выгодно стороне имеющей материальное преимущество. Минусы этого размена в том, что у черных появляется преимущество 2-х слонов, а комплекс белых полей в лагере белых при случае может оказаться уязвимым.
13...¥d6 14.¦e3
(После 14.¦e1 £h4 15.g3 Белым приходится еще больше ослабить белые поля, играя 15.g3 (15.h3? ¥xh3! 16.gxh3 £xh3) )
14...£h4 15.h3 f5 Используя задержку белых с мобилизацией фигур королевского фланга, черные стремятся быстрее создать угрозы на королевском фланге, бросая на "таран" пешку f7.
16.¤d2 Если белые успеют осуществить маневр ¤d2-f3-e5, подчеркивая минусы движения вперед пешки f7, то инициатива черных испариться
16...f4 17.¦e1
(17.¤f3 £h5 18.¦e1 ¥xh3! 19.gxh3 £xh3 Компенсация за материал‚)
17...¥xh3! Типичная разрушающая жертва фигуры. 18.£f3 ¥xg2! 19.£xg2 £h5 20.¤f3 ¦f6 21.¤g5! ¦f5 22.¤e6! £h6 23.¥d2 ¦e8 24.£xg7 £xg7 25.¤xg7 ¦xe1 26.¦xe1 ¢xg7 27.¦e6 ¦f6 28.¦xf6 1/2-1/2, DeFirmian N. - Sokolov I., Biel 1989 It
Шахматная доска [...] 16.£f3! Используя уязвимость пешки d5, белые хотят отвлечь белопольного слона черных от создания угроз по диагонали с8-h3
(Слишком удаляло белого ферзя от защиты королевского фланга 16.£b3 ¥b7 17.¤d2 f4 18.¤f3 £h5 19.¦e1 ¦f6 20.a4 ¦g6 21.¢h1 ¦f8 С идеей¥с8 с опасной концентрацией черных фигур на королевском фланге)
16...¥b7 17.¤d2 g5 Подключая пешку g7 к атаке позиции белого короля. Данная позиция долгое время считалась невыгодной для белых, но в этой партии произошла переоценка ценностей.
(17...f4!? 18.¦e6 ¦ad8 19.¤f1² Huebner) 18.£e2!
(Теория рассматривала лишь варианты 18.¦e6 ¦ad8 19.£e2 f4 20.¤f3 £h5 21.¢h2 £f7 22.£e1 ¥c8 23.¦e2 ¥f5µ)
(18.¤f1 ¦f6 19.£e2 ¢f7 20.¥d2 f4 21.¦d3 ¦e8 22.£g4 £xg4 23.hxg4 ¥c8 24.¤h2 h5 !³ Bangiev - Vitomsky, corr.1972)
18...f4
(18...g4 19.¦e6 ¦ad8 20.¤f1 gxh3 21.¦h6 £g4 22.£e6 ¢h8 23.¦xh3±)
19.¤f3! Тактическим путем белые выявляют слабости в лагере соперника, созданные в результате энергичного продвижения черных пешек на королевском фланге.
19...£h5 20.¤xg5! £g6
(20...£xg5 21.¦g3! fxg3 22.£e6 ¦f7 23.¥xg5 gxf2 24.¢f1 ¥g3 25.£g4ќ)
21.¦e6 £xg5 (21...¦f6 22.¦xf6 £xf6 23.£h5) 22.¦xd6 ¦ae8 23.¦e6ќ23...¢f7 24.¦e5 ¦xe5 25.dxe5 ¢e6 26.¥d2 £xe5 27.£d3 £g7 28.¦e1 ¢d7 29.f3 ¦f6 30.£d4 £f7 31.a4 bxa4 32.£xa4 ¢c7 33.£b4 ¢d8 34.¥xf4 1-0, Huebner R. - Nunn J., Shellefteo 1989 Cup World
Шахматная доска [...] 15...g5!? Используя зацепку на h3, черные немедленно бросают в атаку пешку g7. Этот прием является типичным в атаке Маршалла.
16.b3!? Белые готовят размен важного чернопольного слона противника посредством ¥с1-а3.
16...f5
(16...g4? 17.¥a3! ¥xa3 18.¤xa3 gxh3 19.g3 £f6 20.£h5±)
17.£f3
(17.¥a3 f4 18.¦e5 ¥xa3!
(18...¥xe5 19.dxe5 ¦d8 20.¥d6 ¥e6 21.¤d2²)
19.¤xa3 f3С контригрой)
17...¥b7 18.¦e6? Оказывается потерей времени. Лучше было последовательное
(18.¥a3! g4 19.£e2 f4 20.¥xd6 fxe3 21.¥xf8 £xf2 22.£xf2 exf2 23.¢xf2 ¦xf8 24.¢g1 gxh3 25.gxh3 ¥c8 26.¤d2 ¥xh3=)
18...¦ae8! 19.¦xe8
(19.¦xd6 ¦e1 20.¢h2 ¦xc1 21.£e3 £f4 22.£xf4 gxf4 23.¦e6 ¢f7 24.¦e5 ¢f6 С идеей¦f8-f7µ)
19...¦xe8 20.¢f1 g4! 21.£xf5 gxh3 22.£xh3
(22.gxh3? ¥c8 23.£xd5 ¢h8! 24.¥e3 ¥f4! 25.¢e2 £xh3 26.¢d1 ¦xe3 !°)
22...£xh3 23.gxh3 ¥c8 24.¥e3 ¥xh3 25.¢e2 ¥g4 26.¢d3 ¥f5 27.¢e2 ¥g4 28.¢d3 ¥f5 29.¢e2 ¦c8 !µ В эндшпиле, несмотря на отсутствие пешки, у черных большое преимущество благодаря двум сильным слонам и проходной пешки по линии "h"
30.f3 ¢f7 31.¥d2 h5 32.c4 ¦e8 33.¢f2 ¥d3 34.¥e3 h4 35.f4 dxc4 36.bxc4 bxc4 37.¤d2 ¦b8 38.¢f3 c3 39.¤e4 ¥b4 40.¦d1 ¥xe4 41.¢xe4 c2 0-1, Anand V. - Nunn J., Wijk aan Zee 1990 It (cat.13)
Шахматная доска [...] 16.£f3! ¥e6 17.£f6! Сильнейший маневр в данном положении, использующий минусы продвижения g7-g5. Располагаясь на поле f6, Белый ферзь затрудняет черным развитие контригры на королевском фланге
17...¦ae8 18.¤a3!
(18.¤d2 £f4! 19.£xf4 ¥xf4 20.¦e1 ¥xh3! 21.¦xe8 ¦xe8 22.¤f3 ¥xc1 23.¦xc1 ¥f5 24.¤xg5 ¦e2 25.b4 ¦xa2=)
18...£h5 Важный маневр, улучшающий позицию черных. Черных ферзь может теперь проявить активность по диагонали h5-d1 и становится возможным продвижение g5-g4.
19.¥d2
(19.¦e1 ¥e7 20.£e5 ¥xh3 21.gxh3 ¥xa3 22.£xe8 ¦xe8 23.¦xe8 ¥f8=)
19...h6
(19...¥f4 20.¦d3 ¥xd2 21.¦xd2 ¥xh3 22.gxh3 £xh3 23.£xg5 ¢h8 24.£f6 ¢g8 25.¦d3! £xd3 26.¢h2ќ)
20.¤c2! Белые очень аккуратно усиливают свою позицию.
(Тематическую комбинацию допускало естественное 20.¦ae1 ¥f4! 21.¦3e2 ¥xd2 22.¦xd2 ¥xh3! 23.¦xe8 ¦xe8 24.gxh3 £xh3 25.¤c2 £g4=)
20...¥f4 21.¦d3!
(21.g4 ¥xg4! 22.hxg4 £h2 23.¢f1 ¥xe3 24.¥xe3 ¦xe3! 25.¤xe3 £h1 26.¢e2 £xa1 27.¤f5 ¦e8 28.¢f3 £h1=)
21...£e2
(21...¥xd2 22.¦xd2 ¥xh3 23.gxh3 £xh3 24.£d6 ¦e4 25.f3 £xf3 26.¦g2 ¦e2 27.¦xe2 £xe2 28.£h2±)
22.¥xf4 gxf4 (22...£xd3? 23.¥e5 £h7 24.¤b4ќ) 23.¤e1 £xb2 24.¦ad1 ¢h7 25.£xf4 £xa2 26.¦e3 Черные отыграли пожертвованный материал, но их позиция хуже. Позиция черного короля ослаблена, а белый конь в перспективе сильнее неприятельского слона.
26...¦c8 27.¤d3 £c2 28.¦a1 £xc3 29.¦xa6 £c7 30.£xc7?!
(30.£f6 ‚ С идеей30...£d8 31.¦exe6! fxe6 32.¦a7 ¦c7 33.£xd8ќ)
30...¦xc7 31.¤c5 Эндшпиль±31...¥c8 32.¦a5 ¦d8 33.¦xb5 ¦d6? (33...¥f5±) 34.¦b8 ¥e6 35.¦g3 f6 36.¤xe6 ¦xe6 37.¦d8 ¦e1 38.¢h2 ¦cc1 39.¦d7 ¢h8 40.¦g6 1-0, Huebner R. - Pinter J.), Budapest 1989 Cup European Club
Шахматная доска [...] 17...¦fe8! Важное усиление варианта. В некоторых вариантах ферзевая ладья черных может выйти на d8, а поле f8 остается свободным для маневров черных фигур.
(После 17...¦ae8 черная ладья f8 становилась неповоротливой)
18.¤a3 (18.¤d2 £f4! 19.£xf4 ¥xf4 20.¦e1 ¥xh3!=) 18...£h5 Как уже отмечалсь, полезный маневр, Создающий угрозу вторжения черного ферзя по диагонали h5-d1
19.¥d2
(19.¦e1 ¥e7 20.£e5 ¥xh3! 21.gxh3 ¥xa3 22.£xe8 ¦xe8 23.¦xe8 ¥f8=)
19...¥e7!
(19...¥f4 20.¦d3 ¥xd2 21.¦xd2 ¥xh3 22.f4! (22.gxh3 £xh3= 23.f3? ¦e6°) 22...¦e6 23.£xg5 £xg5 24.fxg5 ¥f5² Нанн)
20.£f3
(20.£e5 £g6
(20...¦ad8!? 21.f4 £g6 22.fxg5 ¥f5 23.£g3 ¥e4 24.¦f1 ¥d6 25.£h4 ¦e6 26.¦e2 ¦de8 27.¦fe1 f6 Неясно ,Wolff P. - Hellers F., New York 1990 It)
21.¦f1
(21.f4 ¥f6 22.f5 ¥xf5 23.£xd5 ¥e4 24.£d6 ¦e6 25.£g3 ¥e7 С идеей f5³)
21...¥f8! 22.¦g3 (22.f4? gxf4 С идеей¥h6) 22...f6 23.£c7 Неясно Нанн)
20...£g6! Теперь белым будет непросто ввести в игру своего коня, что обеспечивает черным достаточную компенсацию за пожертвованную пешку
21.¦ae1 g4 22.£g3
(22.hxg4? ¥g5 23.¦3e2 ¥xd2 24.¦xd2 ¥xg4 25.¦xe8 ¦xe8 26.£f4 ¦e1 27.¢h2 ¦e4! 28.£b8 ¢g7 29.f3 £h6 30.¢g3 ¥xf3 31.gxf3 £g5°)
22...gxh3 23.gxh3 ¥d6! 24.£xg6 hxg6 Эндшпиль Компенсация за материал Два слона25.¤c2 ¢g7 26.¤b4 ¥xb4 27.cxb4 ¦h8 28.¦c1 ¥xh3 29.¦c7 ¦ac8 30.¦xc8 (team) 1/2-1/2, Huebner R. - Nunn J., Haifa 1989 Ch Europe

Перейти к задачам

← Предыдущий урок
11. ... Nf6

Страницы урока: 12

Следующая страница →