Развитие слона на g2

Курс «Энциклопедия миттельшпиля 4» платный. Интерактивные возможности будут доступны, если Вы авторизуетесь и оплатите курс (если Вы еще не оплатили его).

Список бесплатных курсов можно посмотреть на главной странице.

Перейти к задачам


Страницы урока: 12



Шахматная доска [...] 5.g3 Фианкетируя белопольного слона, белые укрепляют королевский фланг и и усиливают воздействие на центральные поля и ферзевый фланг противника
5...¥e7 6.¥g2 O-O 7.O-O c6 8.e4 ¦e8 9.h3 £c7 10.¥e3 ¤f8 Черные переводят коня на g6, хотя, учитывая положение белой пешки на g3, на королевском фланге у него нет особых перспектив
(Другое применение для ферзевого коня можно было найти, играя по "староиндийским" мотивам: 10...exd4 11.¤xd4 ¤c5 12.£c2 a5²)
11.£d2
(В более ранней партии С.Тартаковер связывал маневр ¤f8-g6 с предварительным ходом g7-g5, но это вело лишь к ослаблению королевского фланга 11.¦c1 h6? (11...¥d7) 12.d5 ¥d7
(12...g5 13.h4 ¤g4 14.hxg5 ¤xe3 15.fxe3 hxg5 16.¤h2 С идеей£h5±)
13.¤d2 g5? (13...¤g6 14.f4 exf4 15.gxf4 ¥f8) 14.f4 gxf4 15.gxf4 ¢g7 16.fxe5 dxe5 17.c5 cxd5Лучше17...£c8 18.d6 ¥d8ќ) 18.¤xd5 £c6 19.¤c4 ¤g6 20.¤d6ќ20...¥e6 (20...¦f8 21.£d2 ¦h8 22.£f2ќ) 21.¤xe7
(21.¤xe8 ¦xe8 22.¤xe7 ¦xe7 23.¥xh6 ¢xh6 24.¦xf6ќ)
21...¤xe7 (21...¦xe7 22.¤f5ќ) 22.¦xf6!! ¢xf6 23.£h5 ¤g6 24.¤f5! ¦g8 (24...¦h8 25.¦f1ќ) 25.£xh6 ¥xa2 26.¦d1 ¦ad8 27.£g5Лучше27.¦xd8) 27...¢e6 28.¦xd8 f6 29.¦xg8 ¤f4 30.£g7 1-0, Botvinnik M. - Tartakower S., Nottingham 1936 It)
11...¥d7 12.¦ac1 ¦ad8 13.¢h2 £b8 Черные завершили мобилизацию своих сил и, хотя и испытывают дефицит в пространстве, сохраняют достаточно прочную позицию
14.d5 Пожалуй, белые поторопились с этим ходом. Теперь у черных появляется ясная контригра на ферзевом фланге
14...cxd5 15.cxd5 ¦c8 16.¤h4 b5 17.¤f5 ¥d8! Типичный перевод слона на b6 18.g4 Белые ведут игру слишком размашисто, тсоздавая уязвимые пункты на своем королевском фланге
18...¤g6 19.¥f3 ¦f8 20.¤e2 ¦xc1 21.¦xc1 ¥b6 22.¤eg3 ¥xe3 23.£xe3 (Следовало прикрыть слабость поля f4 посредством 23.fxe3!) 23...¦c8 24.¦xc8 ¥xc8 25.h4 ¢f8 26.£c3 ¥d7 27.£a5 ¤f4 28.g5 ¤e8 29.¤e3 g6 30.a3 f6! Вскрывая игру на королевском фланге, после чего становится очевидной уязвимость черных полей в лагере белых
31.gxf6 ¤xf6 32.¤g2 ¥g4! 33.£c3 £b6! 34.¤h1 ¥xf3 35.£xf3 ¤4h5 36.¤g3 ¢g7 37.¤xh5 ¤xh5 38.£e3 £d4! 39.£xd4 exd4 40.¤e1 ¢f6 В эндшпиле черный король движется в лагерь противника также по черным полям
41.¤d3 g5 42.¢g2 gxh4 43.f4 h3 44.¢xh3 ¤xf4! 45.¤xf4 ¢e5 46.¢g3 ¢xe4 47.¤g2 ¢xd5 48.¢f3 ¢c4 49.¤f4 ¢b3 50.¤d3 d5 51.¤b4 ¢xb2 52.¤xd5 ¢xa3 53.¤c7 ¢b4 54.¤e6 ¢c3 55.¤c7 ¢c4 0-1, Benko Pal C 2405 - Tartakower Savielly, Budapest 1948
Шахматная доска В этой партии белым удалось вскрыть недостатки построения, примененного С.Тартаковером в прошлой партии. [...] 8...¦e8 9.h3 £c7 10.¥e3 ¤f8 11.¦c1 ¤g6 12.£d2 ¥d7 13.¦fd1 ¦ad8 14.b4! В отличие от прошлой партии, белые не торопятся с определяющим положение в центре продвижением d4-d5, что дает черным ориентиры для контригры.
14...£b8 15.a3 h6 16.¢h2 Белые методично усиливают свое положение, используя существенный перевес в пространстве. Позиция черных внешне остается прочной, но главная их проблема в том, что им трудно нащупать ориентиры для контригры
16...b6 17.¤e1 ¤h7 18.d5! c5 Момент лля продвижения d4-d5 был выбран белыми очень удачно, т.к. черный конь удалился от контроля за центральными полями
(18...cxd5 19.¤xd5 !±) 19.¤d3 f5 Перед лицом угрозы атаки белых на ферзевом фланге, продвижение f7-f5 является единственной возможностью контригры для черных
20.bxc5 bxc5 21.¦b1 £c8 22.¤b5 a6 23.¤a7! £c7 24.¤c6± Белые явно опережают соперника в развитии инициатвы
24...¦a8 25.¦b2 ¥g5 26.¦db1 ¦f8 27.¦b7 £c8 28.exf5 ¥xf5 29.¥xg5 hxg5 30.g4! Типичный прием, позволяющий белым захватить контроль над комплексом белых полей
30...¥d7 31.¥e4 ¥xc6 32.dxc6 ¤h4 33.¤e1 1-0, Mikenas Vladas - Smyslov Vassily 2491 , Kuibyshev 1942
Шахматная доска [...] 8...a6 Пожалуй, план связанный с подготовкой продвижения b7-b5 является наиболее перспективным для черных и в случае фианкеттирования белого королевского слона
9.d5 cxd5 10.cxd5 b5 11.¦e1 ¤b6 12.¤d2 ¥d7 Создается такое впечатление, что черные играют Чигоринский вариант в Испанской партии!
13.b4 a5! Получая активную контригру на королевском фланге
14.bxa5 ¦xa5 15.¤b3 ¦a8 16.a3 ¤c4 17.¤d2 £a5 18.¤xc4 £xc3 19.¤b2 ¥d8! Типичный перевод чернопольного слона на активные диагонали позволяет черным захватить инициативу
20.¦e3 £c8 21.¥d2 ¥b6 22.¦c3 £a6 23.h3 b4! 24.¦b3 bxa3 25.¦axa3 £xa3 26.¦xa3 ¦xa3 27.¤c4 ¦a6 28.¤xb6 ¦xb6 В создавшейся позиции две черные ладьи выглядят сильнее белого ферзя. В дальнейшем черные постепенно реализовали свое позиционное преимущество.
29.£a1 ¦fb8 30.£a7 ¦6b7 31.£a6 ¤e8 32.¥e3 ¥b5! 33.£a3 ¥e2! 34.¢h2 h6 35.£a2 ¥d3! 36.£a3 ¦b3 37.£a7 ¤f6 Черным фигурам удалось подобраться к пешке е4. С ее падением вся позиция белых разваливается
38.£c7 ¤xe4 39.g4 ¦3b7 40.£c6 ¥b5 41.£c1 ¤f6 42.¥xh6 gxh6 43.£xh6 ¤e8 44.¥e4 f6 45.¥f5 ¦g7 46.¥e6 ¢f8 47.h4 ¥d3 48.¥d7 ¢g8 49.¥e6 ¢f8 50.¥d7 ¥g6 51.£h8 ¦g8 52.£h6 ¢e7 53.¥e6 ¥f7 54.¥xf7 ¢xf7 55.£h5 ¢f8 56.£h6 ¦g7 57.£h8 ¢e7 58.f3 e4 59.fxe4 ¦xg4 60.h5 ¦b2 61.¢h3 ¦bg2 62.h6 ¦4g3 63.¢h4 ¦g8 64.£h7 ¢f8 65.¢h3 ¦2g5 0-1, Keene Raymond D 2455 - Kavalek Lubomir 2527 , Nice 1974 Olympiad
Шахматная доска В этой партии белым удалось продемонстрировать, что продвижение b7-b5 может привести черных не только к захвату пространства на ферзевом фланге, но и к созданию уязвимых пунктов в своей позиции на этом участке доски [...] 8...a6
(Ранее, уже играя белыми, Б.Гулько с успехом проводил план использования слабостей черных на ферзевом фланге, возникщих в результате продвижения b7-b5 8...¦e8 9.¦e1 ¥f8 10.d5 a6 11.¥f1 ¥e7 12.¦b1 cxd5 13.cxd5 b5 14.b4! ¤b6 15.a4! bxa4 16.¤xa4 ¤xa4 17.£xa4 ¥d7 18.£a3 £b8 19.¤d2! ¦c8 20.¤c4 ¥b5 21.¤a5 ¥xf1 22.¢xf1 £b5 23.¢g1 ¦c2 24.¦b2 ¦xb2 25.£xb2 ¥d8 26.¤c6±26...¤xe4? 27.¦xe4 £xd5 28.£c2 1-0, Gulko B. - Espig L.(2413), Polanica Zdroj 1977)
9.h3 Подготавливая выход слона на активное поле е3
9...¦e8 10.¥e3 ¥f8 11.d5 Давление на пешку е4 провоцирует белых на ход d4-d5, но в данном случае оно выгодно им. Белые фигуры хорошо мобилизованы и готовы встретить продвижение b7-b5
11...cxd5 12.cxd5 b5 13.¤d2! ¥e7 14.b4! ¤b6 15.a4! Последние три хода белых являются необходимыми звеньями плана, направленного на вскрытие линий на ферзевом фланге. Отметим, что белым легче вести активные действия на этом участке доски, благодаря пространственному перевесу, который обеспечивает пешка d5
15...bxa4 16.¤xa4 ¤xa4 17.£xa4 ¥d7 18.£a3 £b8 19.¤c4 ¥b5 20.¦fc1 ¥d8 21.¦a2 h6 22.¦ac2±22...¤d7 23.¥f1! Подключая к атаке последнюю малоактивную фигуру
23...¤f6? 24.¤xd6! ¥xf1 (24...£xd6 25.¥xb5) 25.¤xe8 ¥xh3 26.¤xf6 ¥xf6 27.£a4 ¥e7 28.¢h2 ¥g4 29.¢g2 £xb4 30.£xb4 ¥xb4 31.f3 ¥d7 32.¦c7 ¥b5 33.¦c8 ¦xc8 34.¦xc8 ¢h7 35.¥c5 ¥a5 36.¥d6 f6 37.¦b8 f5 38.¦b7 ¢g8 39.¥e7 ¥c3 40.¥c5 ¥d4 41.¥b4 1-0, Petrosian Arshak B - Gulko Boris F, Moscow 1984 Ch URS (team)
Шахматная доска [...] 8...a6 9.a4!? Таким способом белые надежно препятствуют активизации соперника на ферзевом фланге путем b7-b5. Однако, и их пешечная цепь на этом участке доски становится неподвижной после хода а6-а5 и потери пешечного контроля за полем b4
9...a5 10.h3 exd4 11.¤xd4 ¤c5 12.¥e3 ¦e8 13.£c2 ¥f8 14.¦ad1 ¥d7 15.¦fe1 £c7 16.f4 Судьба партии будет решаться в центре. Белые, владея большим пространсвом, стремятся подготовить прорыв на этом участке доски. Черные, в свою очередь, стремятся перегруппировать силы для отражения неприятельской агрессии
16...¦ad8 17.¥f2 ¥c8 18.¦e2 ¤fd7 19.¦ed2 ¤a6 Черные переводят коней на c5 и b4. Впрочем, в таких случаях нужно соблюдать осторожность,т.к. конь b4 при случае может оказаться вне игры
20.£d3! Переводя ферзя на более деятельную позицию
20...¤dc5 21.£f3 ¥e7 22.g4 ¥f6 23.¤db5!! Следует типичный, и в то же время неожиданный, комбинационный взрыв, совершенно разрушающий позицию черных
23...cxb5 24.¤d5 £b8 25.e5! ¥e6 (25...dxe5 26.¤xf6 gxf6 27.¦xd8) 26.exf6 ¥xd5 27.£xd5 bxa4 28.£h5 ¤c7 29.¦xd6 ¦xd6 30.¦xd6 ¤e4 31.¥xe4 ¦xe4 32.¦d7 g6 33.£h6 ¤e8 34.¦xf7! ¢xf7 35.£xh7 ¢xf6 (35...¢f8 36.¥c5) 36.¥h4 ¢e6 37.£e7# 1-0, Romanishin Oleg M 2556 - Zagrebelny Sergey 2540 , Pula 1990 It (open)

Перейти к задачам

← Предыдущий урок
Развитие слона на e2

Страницы урока: 12

Следующая страница →