46. Захват пункта

Курс «Шахматная школа 4-2 разряда» платный. Интерактивные возможности будут доступны, если Вы авторизуетесь и оплатите курс (если Вы еще не оплатили его).

Список бесплатных курсов можно посмотреть на главной странице.

Перейти к задачам


Страницы урока: 12



Шахматная доска
Среди многообразных задач, стоящих во время партии перед играющими, особое место занимает захват тех или иных полей (пунктов). В каждой позиции имеются поля (пункты) или группа полей, владение которыми предопределяет инициативу той или другой стороны. В шахматах вообще в основном идет борьба за овладение такими пунктами.
В предыдущих уроках изучающие уже неоднократно встречались с различными примерами на захват какого-либо пункта. Например, когда применялся прием на освобождение поля: мы освобождали какой-то важный пункт от одной фигуры для того, чтобы им завладела другая фигура. Подобное происходило и после освобождения линии, приема на отвлечение, комбинации на перекрытие и т. д.
Захват полей (пунктов) в большинстве своем происходит бескровно, но иногда, чтобы завладеть важной стратегической высотой, приходиться идти на материальные жертвы. Захват такого имеющего определенное значение поля компенсирует понесенный нами материальный урон - в дальнейшем благодаря владению этим пунктом удается не только отыграть пожертвованное, но и добиться большого преимущества или даже сразу же решить исход всей борьбы.
Позиция короля черных на диаграмме серьезно скомпрометирована, а пункт g7, находящийся рядом с королем, взят под прицел белым конем f5. Если бы подвести сюда ферзя... Фантастические проекты в шахматах никогда не следует обходить вниманием. Нередко в них скрыты весьма реальные идеи. Так и здесь, хотя остаются под ударом ладья и слон, следует рассмотреть последствия ухода белого ферзя с поля d2. Итак, после 1. £h6 рассмотрим 1... £:е1+ 2. ¢g2, но тогда 2... ¤е3+ 3. ¤:е3 £d2+ и 4... £:d3 с лишней ладьей у черных и без угроз их королю. Значит, такое развитие событий белым не подходит. Но вместо 2. ¢g2 можно закрыться от шаха посредством 2. ¥f1. Это то, что надо. Так в партии и было.
[...] 1.£h6! £xe1 2.¥f1 ¦e8 3.£g7# Spielmann - Tartakover, Marienbad 1925
Шахматная доска Поле с4 белые вроде бы защищают надежно, но тем не менее противнику именно этот пункт удается захватить с помощью жертвы слона. В дальнейшем благодаря захвату пункта с3 (пешечная вилка!) черные могут не только отыграть пожертвованное, но и, захватив попутно пункт с2, добиться материального и позиционного перевеса, вполне достаточного для выигрыша партии. По этой причине белые были вынуждены признать свое поражение [...] 1...¥c4! 0:1, Pohla - Yuhtman, Moscow 1966
Шахматная доска После предварительного шаха маневр черного ферзя выявляет слабость пункта g3, захват которого предрешен из-за связки по вертикали "h". [...] 1...¥e3 2.¢h1 £c7!С идеей 3... £g3°) 0:1, Larsen - Korchnoi, Brussels 1987
Шахматная доска Черные уже завладели пунктом g2, но, учитывая большой материальный перевес соперника, от них требуются решительные действия. И черные находят эффективное средство для решающего захвата критического пункта. [...] 1...£h3!! 0:1, Field - Tenner, New York 1933
Шахматная доска Борьба за какие-либо поля проходит во всех стадиях шахматной партии, в том числе и в эндшпиле. Вспомните хотя бы о ключевых полях в пешечных окончаниях. Следующий пример наглядно показывает характер борьбы за определенный пункт (здесь с7) в другом виде эндшпиля. Завоеванию критического пункта предшествуют, как правило, маневы, фигур, иногда весьма искусные. [...] 1.h8=¤! ¥xg7 2.¤g6 ¥d4 3.exd4 e3 4.¤f4 e2 5.¤d5 e1=£ 6.¤c7# F. Simkhovich, finale of study, 1940

Перейти к задачам

← Предыдущий урок
45. "Бешеные" фигуры

Страницы урока: 12

Следующая страница →