8. Другие случаи большого материального перевеса

Курс «Шахматная школа 4-2 разряда» платный. Интерактивные возможности будут доступны, если Вы авторизуетесь и оплатите курс (если Вы еще не оплатили его).

Список бесплатных курсов можно посмотреть на главной странице.

Перейти к задачам


Страницы урока: 12



Тяжелые фигуры против легких и другие случаи

Шахматная доскаПартии между шахматистами невысокой квалификации и тем более между начинающими проходят обычно при материальном неравенстве. Причем из-за неумения партнеров распоряжаться своими силами материальный перевес во время поединка нередко переходит от одной стороны к другой по несколько раз. Умелое использование достигнутого материального преимущества - одна из главных составляющих мастерства любого шахматиста. Но если представители средних разрядов должны постигнуть методы реализации небольшого материального перевеса (например, лишней пешки, качества, качества за пешку и т.п.), то начинающим на первых порах надо научиться использовать большое материальное преимущество.
Не представляет особого труда достижение победы с ферзем против легкой фигуры. Метод выигрыша довольно прост: ферзю на помощь подводится король, после чего король слабейшей стороны, как это наблюдалось и при матовании одинокого короля, оттесняется на край доски, где он и матуется. Слон не в состоянии помешать этому.
[...] 1.¢d2 ¢d4 2.£b4 ¢d5 3.¢e3 (3.¢c3) 3...¥f1 4.£a5 (4.£d4) 4...¢e6 (4...¢c4 5.£a6 ¢c5 6.£xf1ќ) 5.¢d4 ¥h3 6.£e5 ¢d7 (6...¢f7 7.£h5 ¢f6 8.£xh3ќ) 7.¢c5 (or 7.£g7) 7...¥g2 8.£d6 ¢e8 (8...¢c8 9.¢b6ќ) 9.£c7 ¥h3 10.¢d6 ¢f8 11.¢e5 ¢g8 12.¢f6ќ
Шахматная доска При игре против коня сильнейшей стороне лишь следует остерегаться "вилки" - двойного удара. Поэтому своего короля надо подводить так, чтобы конь по возможности не мог объявить ему шах. [...] 1.¢h2! (1.¢f2? ¤d3=) 1...¤e6 2.¢g3 ¢f6 3.¢g4 ¤g7 (3...¢e7 4.¢f5ќ) 4.£c3 ¢g6 5.£c6 ¢f7 6.¢f4 ¤e6 7.¢e5 ¤g7 8.£f6 ¢g8 9.£e7 ¢h8 10.¢f6 ¤h5 11.¢g5 ¤g7 12.¢g6ќ
Шахматная доска Если на доске остаются лишь пешки, надо стараться хотя бы одну из них провести в ферзи и дальше действовать уже знакомым методом. [...] 1.¢b3
(1.¢d4 ¢c6 (1...¢xb4 2.c6 ¢b5 3.c7 ¢b6 4.c8=£ќ) 2.¢c4 ¢c7 3.¢d5 ¢d7 4.c6 ¢c7 5.¢c5 ¢c8 6.¢d6 ¢d8 7.c7 ¢c8 8.b5 (8.¢c6?=) 8...¢b7 9.¢d7 ¢b6 10.c8=£ќ)
1...¢c6 2.¢c4 ¢c7 3.b5 ¢b7 4.c6 ¢b6 5.¢b4 ¢c7 6.¢c5 ¢b8 7.b6 ¢c8 8.b7 (8.c7) 8...¢c7 9.¢b5 (or 9.¢d5) 9...¢b8 10.¢a6 (10.¢b6?=) 10...¢c7 11.¢a7 ¢xc6 12.b8=£ќ
Шахматная доска Здесь у белых на легкую фигуру и пешку больше. Не будь у них пешки, была бы ничья, так как заматовать одним слоном и королем нельзя. Отсюда первая задача белых - сохранить пешку, а затем с помощью слона и короля провести ее в ферзи. [...] 1.¥f5! ¢f4 2.¢f2 ¢g5 3.¢g3 ¢f6 4.¢f4 ¢g7 5.¢g5 ¢f7 6.¢h6 ¢f6 7.¥c2 (or 7.g5) 7...¢f7 8.g5 ¢g8 9.g6 (9.¥b3 ¢h8 10.g6?=) 9...¢f8 (9...¢h8 10.g7 ¢g8 11.¥b3#) 10.g7 ¢f7 11.¥b3 (or 11.¢h7) 11...¢f6 12.g8=£ќ
Шахматная доска Примерно таков же метод выигрыша и в этой позиции. Первейшая задача белых - сохранить пешку. В подобных ситуациях, несмотря на большой материальный перевес, надо быть предельно внимательным. [...] 1.¤e2! (1.¤e4? ¢d3!=) 1...¢d3 2.¢g2 ¢c4 (2...¢xe2 3.c4ќ) 3.¢f2 ¢d3 4.¢f3 ¢c4 5.¢e4 ¢c5 6.¢d3 ¢d5 7.c4 ¢c5 8.¢c3 ¢c6 9.¢b4 ¢b6 10.c5 ¢c6 11.¤d4 (or 11.¢c4) 11...¢c7 (11...¢d5 12.¢b5) 12.¢b5 ¢b7 13.c6 ¢c7 14.¤e6 ¢c8 15.¢b6 ¢b8 16.c7 ¢c8 17.¤d4 ¢d7 18.¢b7 ¢d6 19.c8=£ќ

Перейти к задачам

← Предыдущий урок
7. Мат двумя конями

Страницы урока: 12

Следующая страница →