9. Как решать шахматные задачи

Курс «Шахматная школа 4-2 разряда» платный. Интерактивные возможности будут доступны, если Вы авторизуетесь и оплатите курс (если Вы еще не оплатили его).

Список бесплатных курсов можно посмотреть на главной странице.

Перейти к задачам


Страницы урока: 12



Шахматная доскаЗадачи и этюды - это искусственно созданные, придуманные положения фигур на шахматной доске со специальным заданием.
В задачах белые, начиная, дают мат в указанное количество ходов, несмотря на самую лучшую защиту черных. В этюдах требуется найти выигрыш для одной из сторон (обычно для белых) или добиться ничьей. Решения задач и этюдов обычно неочевидны и требуют определенных умственных усилий. Решая такие позиции, шахматист развивает свои комбинационные способности, знакомится с оригинальными идеями, вырабатывает навыки анализа, совершенствует игру в эндшпиле. Потому-то шахматисты часто включают решение задач и этюдов в свой план подготовки к турнирам и матчам. Но составление и решение композиций привлекает к себе тысячи любителей древней игры и по другим причинам. Соприкосновение с этим прекрасным миром шахматных идей, облаченных в художественную форму, способно эмоционально воздействовать на шахматиста, вызывать в нем чувства, подобные тем, какие рождаются в человеке при соприкосновении с творениями искусства.
У задачи или этюда должно быть лишь одно единственное решение (если нет специальной оговорки). Если будет обнаружено побочное решение (другое, отличающееся от авторского), то такая задача или этюд теряют право на существование. Задачу на мат в 2 хода можно решить, перебирая все первые ходы белых и все ответы черных, а затем вторые ходы белых. Но это скучный и длинный путь. Приступая к решению задачи, рекомендуется прежде всего проанализировать положение черного короля и белых фигур, которые окружают его. Особое внимание надо обратить на наличие угроз. Такой предварительный анализ почти всегда позволяет ухватить какую-либо ниточку, ведущую к решению. Поиск решения - это метод проб. В двухходовках первый ход - это ключ к решению. У хорошей задачи вступительный ход, как правило, оказывается парадоксальным либо тихим, то есть без шаха, без взятия фигуры, без явных угроз черному королю, у которого не отнимаются свободные поля, а если такое происходит, то взамен предоставляются другие поля. Второй ход, матующий, часто тоже довольно замаскирован. Решая задачу, необходимо стремиться находить сильнейшие ходы и за черных. В противном случае можно попасться на ложный след (попытка решения, которая опровергается единственным ответом).
Мат в 2 хода. [...] 1.£d6! cxd6 (1...c6 2.£b8#) (1...¦h8 2.£xd7#) 2.¦c1# ( M. Euwe, 1927 )
Шахматная доска Мат в 3 хода. [...] 1.£a7! (  С идеей 2. £c7# ) (1.£c5? ¢b8!) (1.¢h8? ¦xc6!) 1...¦xa7 (1...¦xc6 2.£a8#) 2.¢f7 ¢b8 3.¦g8# ( A. Kauders, 1903 )
Шахматная доска Мат в 4 хода. [...] 1.£g7! ¤g5 2.£d4 ¤e4 3.£g1! ¤d2 4.£g3# ( R. Dillman, 1937 )
Шахматная доска Выигрыш. [...] 1.a5 (  С идеей a6-a7-a8£ ) 1...¥f8 (  С идеей 2... ¥c5= ) 2.¢d5 ¥h6 (  С идеей 3...¥e3= ) 3.g5! ¥xg5 4.¢e4 ¥h4 5.¢f3ќ ( G. Otten, 1892 )
Шахматная доска Ничья. [...] 1.¦b7 (1.¦h7? c1=£°) 1...¢c8 (1...¢a8?? 2.¦c7ќ) 2.¦b5! c1=£ 3.¦c5! £xc5= ( E. Cooc, 1864 )

Перейти к задачам

← Предыдущий урок
8. Другие случаи большого материального перевеса

Страницы урока: 12

Следующая страница →