11. Быстрейшая мобилизация сил

Курс «Шахматная школа 4-2 разряда» платный. Интерактивные возможности будут доступны, если Вы авторизуетесь и оплатите курс (если Вы еще не оплатили его).

Список бесплатных курсов можно посмотреть на главной странице.

Перейти к задачам

Шахматная доскаВ шахматах, как и на войне, серьезное преимущество получает та сторона, которой раньше удается подготовить к бою свои силы. Промедление с быстрой мобилизацией войска гибели подобно. Неоперативный в таких делах полководец рискует не только проиграть сражение, но и быть разгромленным в самом начале кампании. И в шахматах тоже обычно терпит поражение тот, кто потерял в дебюте несколько темпов - сделал несколько бесполезных ходов. Нередко к гибели ведет и погоня за материальными выгодами - "пешкоедство" (метод игры на истребление), если это происходит в ущерб развитию собственных сил. Чемпион мира Х. Р. Капабланка советовал принимать дебютные жертвы противника лишь в том случае, если развитие ваших фигур не замедляется более чем на два темпа (хода).В начале партии рекомендуется, не теряя времени, самым быстрейшим образом развить все свои фигуры (вывести их с первоначальных мест) на активные позиции и стараться при этом по возможности мешать то же самое делать противнику. Разумеется, призыв к развитию не относится к королю из-за его особой роли. Его следует запрятать подальше с помощью рокировки.
Наиболее успешной мобилизации шахматного войска содействует продвижение на первом ходу пешки "е" или "d". Обычно сперва следует вводить в игру коней, затем слонов, сделать рокировку. Ладьи лучше расположить на центральных вертикалях, на полях d1, e1 (для белых) и на d8, e8 (для черных). Начинающие шахматисты очень любят рано вводить в игру самую сильную фигуру - ферзя. Это примитивная тактика. Она иногда приносит успех, но только против более слабых партнеров. При правильной защите фигуры противника, нападая на ферзя, входят с темпом в игру, и за счет этого происходит опережение в развитии сил.В начальной стадии, как, впрочем, и на протяжении всей шахматной партии, дорог каждый темп. Поэтому нехорошо в дебюте дважды (и тем более трижды!) ходить без надобности одной и той же фигурой, пока другие не развиты. Ведь за то время может быть введена в бой еще фигура, а то и две. Сразу следует выводить фигуры на наиболее активные позиции, чтобы в дальнейшем не терять времени на их перебазировку. Гроссмейстер А. Нимцович (1886-1935) в своем труде "Моя система" по этому поводу писал: "При состязании в беге было бы по меньшей мере несвоевременно потерять хоть частицу драгоценного времени для удовлетворения такого, скажем, невероятного желания, как "потоптаться на месте"; это дало бы сопернику изрядное преимущество. В шахматах таким "бегом на месте" является повторное движение одной и той же фигурой в дебюте".Порицания заслуживают и бесцельные ходы крайними пешками, которые так любят делать начинающие шахматисты. Гроссмейстер Р. Шпильман (1884-1942) учил: "В дебюте будьте бережны, даже скупы с пешечными ходами и преследуйте прежде всего три основные цели: развитие, развитие и развитие!"К задержке мобилизации фигур ведет, как правило, промедление с рокировкой, а также такое развитие собственных фигур, которое мешает быстрому выходу других. Опережение соперника в развитии создает предпосылки для успешного наступления на его наиболее уязвимые пункты. Но необходимо предостеречь начинающих шахматистов от неподготовленных активных наступательных действий (если только противник не допустил грубого промаха), в которых участвует малое количество фигур. Такие скороспелые атаки одной-двумя фигурами в большинстве своем захлебываются, и тогда атакующей стороне приходится расплачиваться за преждевременные выпады.
Конечно, развивать фигуры следует на наиболее важные магистрали - диагонали, вертикали, чтобы после окончания мобилизационного периода они сразу же могли бы включиться в активные операции, согласованно войти в боевое соприкосновение с войском противника и бороться за захват инициативы. [...] 1.e4 e5 2.¤f3 f5 3.exf5 (3.¤xe5) (3.¥c4) 3...¤c6 4.¥b5 ¥c5 (4...d5? 5.¤xe5) 5.¥xc6? (5.O-O) (5.¤c3) (5.d3) 5...dxc6 6.¤xe5 ¥xf5 7.£h5? (7.O-O) 7...g6! 8.¤xg6 hxg6! (8...¥xg6? 9.£xc5±) 9.£xh8 £e7 10.¢d1 (or 10.¢f1) 10...¥xf2! (  С идеей¥g4# ) 11.£xg8 (11.h3 O-O-O°) 11...¢d7 12.£c4 ¦e8 0:1, Shletzer - Chigorin, St. Petersburg, 1878
( 13.¤c3 (13.d4 ¥g4 14.¢d2 £e3#) (13.d3 £e2#) 13...£e1 14.¦xe1 ¦xe1#
Шахматная доска [...] 1.e4 e5 2.¤f3 ¤c6 3.d4 exd4 4.¤xd4 £h4 (  С идеей£e4 ) 5.¤c3 ¤f6?Лучше5...¥b4) 6.¤f5 £h5??
Лучше6...£g4 С идеей7.¥e2
(7.f3 £g6! 8.¤h4 (8.¤b5!) 8...£h5)
7...£xg2 8.¥f3 £h3)
7.¥e2 £g6 (7...¤g4 8.¥xg4 £g6ќ) 8.¤h4 1:0, Frazer - Taubenhaus, Paris, 1888
Шахматная доска [...] 1.e4 e5 2.d4 exd4 3.c3!? dxc3 4.¥c4!? cxb2 5.¥xb2 ¥b4 (5...d5!?) 6.¤c3 ¥xc3?Лучше6...¤c6) 7.¥xc3 £e7 (  С идеей 8. ¥g7 £b4 ) 8.£b3! £xe4 9.¢d2! (  С идеей¦e1 ) 9...£xg2 10.¤e2 ¤f6 11.¥xf6 gxf6 12.£e3 ¢d8 13.¦hg1 £xh2 14.¦ae1 ¦e8? 15.£xe8!! ¢xe8 16.¤d4 ¢f8 17.¦e8! ¢xe8 18.¦g8 ¢e7 19.¤f5# Perlasca - Grassi, Como, 1907
Шахматная доска [...] 1.e4 e5 2.¤f3 ¤c6 3.c3 (  С идеей d2-d4 ) (3.¥b5) (3.¥c4) (3.¤c3) (3.d4) 3...d5 4.£a4 (  С идеей¤e5 ) 4...¤f6!? 5.¤xe5 ¥d6 6.¤xc6 bxc6 7.e5? (7.£xc6?! ¥d7 8.£a6 dxe4) ( Лучше7.d3) 7...¥xe5 8.d4 ¥d6 9.£xc6? ¥d7 10.£a6 O-O 11.¥e2 ¦e8 12.¤d2? (12.¥e3) (12.O-O) 12...¦b8 (  С идеей 13...¥b5° ) 13.a4 £e7 14.¤f1 ¥b5! 0:1, Fink - Alekhine, Pasadena 1932 (15.axb5 £xe2#)
Шахматная доска [...] 1.e4 e5 2.¤f3 ¤c6 3.¤c3 ¤f6 4.¥b5 ¤d4 5.¤xd4 exd4 6.e5 dxc3 7.exf6 cxd2?Лучше7...£xf6 8.dxc3 £e5=) 8.¥xd2 £xf6 9.¥c3 £g5 10.O-O! £xb5? (10...¥e7) 11.¦e1 ¢d8 (11...¥e7 12.£g4! ¦g8 13.£h4 !‚) 12.£f3 f6 13.¥xf6 gxf6 14.£xf6 ¥e7 15.£xe7# Geist - Seitz, Munich 1920

Перейти к задачам

← Предыдущий урок
10. Как начинать партию

Следующий урок →
12. Борьба за центр