14. Что делать после дебюта

Курс «Шахматная школа 4-2 разряда» платный. Интерактивные возможности будут доступны, если Вы авторизуетесь и оплатите курс (если Вы еще не оплатили его).

Список бесплатных курсов можно посмотреть на главной странице.

Перейти к задачам

Шахматная доскаКогда приходится наблюдать за игрой не очень опытных шахматистов, то нередко становишься свидетелем такой поучительной картины: расставив согласно дебютным принципам фигуры и успешно преодолев начало партии, шахматист при переходе в миттельшпиль вдруг начинает делать какие-то загадочные ходы крайними пешками или совершает необоснованные выпады ферзем и другими фигурами. Иными словами, он начинает "плавать" без цели.
Опытный шахматист обычно оценивает возникшую позицию и на этом основании избирает тот или иной план дальнейшей игры. Но так могут поступать только шахматисты, имеющие определенный багаж знаний и практического опыта, на который они и опираются при оценке возникающих ситуаций. А как быть начинающим? Что предпринять им, пускаясь в плавание по бурному миттельшпильному морю, тем более что главная борьба в шахматах происходит в серединной стадии?
Х. Р. Капабланка учил: "Начина- ющему необходимо практиковаться главным образом в комбинациях, связанных с атакой на короля. Такой метод доставит начинающему больше удовольствия ввиду более оживленной игры и в то же время позволит ему накопить необходимый опыт для того времени, когда он уже почувствует себя сильнее".
Разумеется, подобные атаки на неприятельского короля должны готовиться, а не быть скороспелыми наскоками одной-двумя фигурами. Неподготовленные атаки, как правило, столь же быстро проваливаются.
Предварительные завоевания в центре способствуют более успешному проведению фланговых операций. Наоборот, шаткое положение на центральном плацдарме затрудняет активные операции на флангах.
При подготовке атаки в расчет берется как качество пешечного прикрытия неприятельского короля, так и количество защищающих его сил. Для успешного проведения штурма необходимо иметь перевес в силах на данном участке фронта.
Очень важно, чтобы атакующие силы действовали согласованно. "Координация действий фигур составляет один из важнейших элементов серединной стадии игры, особенно при прямой атаке на короля" (Капабланка).
В необходимых случаях нападающая сторона для усиления атаки может прибегнуть и к разрушающей жертве, но жертвовать надо только тогда, когда ясно виден успех. Готовясь жертвовать, необходимо определить, достаточны ли будут остающиеся силы для продолжения атаки. Обычно неудачей заканчиваются жертвы легкой фигуры за 3-4 разрозненные пешки, если при этом атака прекращается и не удается перейти в эндшпиль. Обладая большим количеством мобильных сил, противник сам переходит в контратаку и чаще всего быстро побеждает.
Если в середине игры удается добиться материального перевеса, то шахматист, обладающий им, должен стремиться к его реализации посредством разменов. Правда, при этом надо иметь в виду определенные эндшпильные позиции, которые и при материальном преимуществе одной из сторон все же носят ничейный характер. С ними изучающих мы познакоми позже, а теперь предлагаем их вниманию пример подготовки и проведения атаки на короля. У белых в позиции на диаграмме небольшой перевес в центре и заметно большая свобода передвижения. Силы черных несколько стеснены. Поучительно проследить дальнейшие действия обеих сторон.
В заключение еще несколько общих рекомендаций:
1. Играйте энергичнее, предприимчивее. Будьте изобретательны и настойчивы в борьбе.
2. Старайтесь, чтобы как можно большее число ваших фигур принимало активное участие в операциях.
3. Относитесь внимательно к замыслам противника. Отразив угрозу, постарайтесь продолжать осуществлять свой план.
4. Если атакует противник, создавайте ему максимум затруднений. При малейшей возможности переходите в контратаку.
5. Лучший защитительный план при атаке соперника на фланге - активные операции в центре.

[...] 11.b3 (  Диагональ a1-h8 ) 11...¥c6 12.¥b2 ¥f8 13.¤d5 ¤g4 14.h3 ¥xd5 15.exd5 ¤f6 (15...¤e5 16.¦e3 С идеей¦ae1, f2-f4) 16.¥b5! ¦xe1 17.¦xe1 a6 18.¥d3 £d7 19.£h4 (  С идеей 20. ¥f6 gf 21. £h7# ) 19...h6 20.¦e3 (20.¥xf6 gxf6 21.£xf6±) 20...¢h8 (20...¤xd5 21.£e4 ¤f6 22.¥xf6 gxf6 23.£h7#)
(20...g5 21.¦g3 ¥g7 22.¥xf6! gxh4 23.¦xg7 ¢f8 24.¦h7 Tarrasch ќ)
21.¦f3 (  С идеей 22. ¦f6! ) 21...¤g8 22.£h5! ¤f6 (22...f6 23.£g6) 23.¦xf6! gxf6 24.¥xf6 ¢g8 (24...¥g7 25.£xh6 ¢g8 26.£xg7#) 25.¥f5! 1:0, Tarrasch - Fogel, Nuremberg 1910 ( 25...£e8 26.£g4 ¥g7 27.£xg7#
Шахматная доска [...] 1.e4 e5 2.¤f3 ¥d6? (2...¤c6) (2...¤f6) (2...d6) 3.¥c4 ¤f6 4.¤c3 c6 5.d4 £e7 6.O-O exd4 7.¤xd4 ¥c7 (7...¤xe4?? 8.¤xe4 £xe4 9.¦e1ќ) 8.¤f5 £e5 (  С идеей£h2# ) 9.g3 ¤xe4 10.¤xe4 £xf5 11.¤d6! ¥xd6 12.£xd6 b5?
(12...£f6 13.¦e1 ¢d8 14.£xf6 gxf6 15.¥h6! d5 16.¥g7 ¦g8 17.¥xf6 ¢c7 18.¥d3ќ)
13.¦e1 ¢d8 14.¥f4 (  С идеей15. £c7#, 15. £e7# ) 1:0, Kaushansky - Solmanis, Riga 1977
Шахматная доска [...] 1.e4 e5 2.¤f3 f5 3.¥c4 fxe4 4.¤xe5 d5!? (4...£g5) (4...¤f6) 5.£h5 g6 6.¤xg6 hxg6!?
(6...¤f6! 7.£e5 ¥e7 8.¥b5 c6 9.¤xe7 £xe7 10.£xe7 ¢xe7 11.¥e2 ¦g8 12.g3 ¥f5Компенсация за материал)
7.£xh8 (7.£xg6 !?‚) 7...¢f7! 8.¥e2Лучше8.£d4) 8...¤c6 9.c3 ¥g7 10.£h7 £g5! (  С идеей 11... ¤f6, x £h7 ) 11.g3 ¤e5! (  С идеей¤d3‚ ) 12.¢f1 ¤f6 13.£h4 £xh4 14.gxh4 ¥h3 15.¢e1
(15.¢g1 ¤f3 16.¥xf3 exf3 17.d3 ¦e8 18.¥d2 ¥h6 !°)
15...¤d3 0:1, Unander - Ahlen, corr. 1976 ( 16.¢d1
(16.¥xd3 exd3 17.f3 ¦e8 18.¢f2 (18.¢d1 ¥g2) 18...¦e2 19.¢g3 ¥f5°)
16...¤xf2 17.¢c2 ¤xh1°
Шахматная доска [...] 1.e4 c5 2.¤f3 e6 3.d4 cxd4 4.¤xd4 a6 5.¤c3 (5.c4) (5.g3) (5.¥d3) (5.¥e2) (5.¤d2) 5...¤c6 6.¥e3 £c7 (6...¤f6) 7.£d2 (  С идеей 0-0-0 ) 7...¤ge7?? (  С идеей 8... ¤d4 9. ¥d4 ¤c6 ) (7...¥b4) (7...¤f6) (7...b5) (7...d6) 8.¤db5! axb5 9.¤xb5 £a5 (9...£d8 10.¤d6#) (9...£b8 10.¤d6 ¢d8 11.¥b6ќ) (9...£e5 10.¤d6 ¢d8 11.¥b6#) 10.¤d6 ¢d8 11.£xa5! 1:0, Taranin - Zubkov, USSR 1972 ( 11...¦xa5 (11...¤xa5 12.¥b6#) 12.¥b6#

Перейти к задачам

← Предыдущий урок
13. Гармоничное пешечное расположение

Следующий урок →
15. Об эндшпиле