18. Ещё о правиле квадрата

Курс «Шахматная школа 4-2 разряда» платный. Интерактивные возможности будут доступны, если Вы авторизуетесь и оплатите курс (если Вы еще не оплатили его).

Список бесплатных курсов можно посмотреть на главной странице.

Перейти к задачам


Страницы урока: 12



Шахматная доскаПравило квадрата необходимо хорошо усвоить, так как оно имеет большое практическое значение. Правило нередко приходит на помощь и в более сложных ситуациях.
[...] 1.£xf6! (1.¦xb6? £xb6 2.£xf6 ¢c5=) 1...£xf6 2.¦xb6 ¢e5 3.¦xf6 ¢xf6 4.b6ќ J. Berger, 1889
Шахматная доска На первый взгляд может показаться, что в этой позиции предстоят бурные события - короли гуляют в чистом поле! Но все кончается гораздо прозаичнее... [...] 1.£xe6! 1:0, Petrosian - Taimanov, Moscow 1957 ( 1...fxe6 2.¦d1! ¦xd1 3.¢xd1 С идеей a3-a4...a8£ќ )
Шахматная доска Поучителен учебный пример А. Шерона, дополняющий наше представление о проходных пешках. Связанные белые пешки а6 и b5 способны защищать друг друга, и черный король вынужден лишь вести пассивную осаду по полям а7 и b6. А как обстоит дело с разрозненными черными пешками? Способны ли они за себя постоять? Увы, их дела более плачевны, причем независимо от очереди хода. [...] 1.¢h4! e4 2.¢g3! (2.¢xh5?? e3°) 2...¢a7 (2...h4 3.¢xh4 e3 4.¢g3ќ) 3.¢f4 h4 4.¢xe4 h3 5.¢f3 h2 6.¢g2ќ A. Cheron, 1926
Шахматная доска Если в предыдущем примере переставить черную пешку с поля е5 на поле f5, результат изменится: черные пешки, разделенные одной вертикалью, приобретают способность защищать друг друга. [...] 1.¢h4 f4! 2.¢h3 (2.¢xh5?? f3°) 2...¢a7 3.¢g2 h4! 4.¢f3 h3! 5.¢f2 ¢b6 6.¢f3! (6.¢g1?? f3 !°) 6...¢a7 (6...h2?? 7.¢g2 f3 8.¢xh2 f2 9.¢g2ќ) 7.¢f2 ¢b6=
Шахматная доска Проведем еще один эксперимент: переставим пешку с поля е5 на поле d5. Несложный анализ показывает, что черные пешки приобрели новое качество: теперь они не только способны постоять за себя, но и могут самостоятельно продвигаться к заветной последней горизонтали. А белый король уже не в состоянии противостоять взаимосвязанному маршу пешек "d" и "h". [...] 1.¢h4 d4! 2.¢g3 d3 (or 2...h4°) 3.¢f3 h4 4.¢e3 h3 5.¢f2 h2°

Перейти к задачам

← Предыдущий урок
17. Правило квадрата

Страницы урока: 12

Следующая страница →