Нотация

Курс «Шахматы от простого к сложному» платный. Интерактивные возможности будут доступны, если Вы авторизуетесь и оплатите курс (если Вы еще не оплатили его).

Список бесплатных курсов можно посмотреть на главной странице.

Перейти к задачам


Страницы урока: 1234



ДОСКА. НОТАЦИЯ
Шахматная игра представляет собой единоборство двух противников (партнеров). Один из них играет фигурами и пешками светлой окраски, у другого они обычно бывают черного цвета, это белые и черные.
Борьба белых и черных происходит на шахматной доске. Доска имеет форму квадрата, разделенного на 64 клетки светлой и темной окраски. Эти клетки называют полями. Поля светлой окраски называют белыми полями, а темной - черными полями.
Для описания положения и передвижения фигур и пешек на доске используется специальная система обозначения полей - нотация.
Шахматная доска
Продольные ряды полей, или вертикали, обозначаются слева направо буквами латинского алфавита: а, b, c, d, e, f, g, h, которые у шахматистов принято произносить соотвественно: "а", "бэ", "цэ", "дэ", "е", "эф", "жэ", "аш". Поперечные ряды полей, или горизонтали, обозначаются цифрами от 1 до 8 (первая горизонталь, четвертая горизонталь и т.д.). Каждое поле имеет свое название, состоящее из буквы вертикали и номера горизонтали, на пересечении которых оно находится: например, поле е4 ("е" четыре), поле f5 ("эф" пять) и т.д.
Шахматная доска
Кроме вертикалей и горизонталей на доске имеются также косые ряды полей - диагонали. Диагонали обозначаются указанием их крайних полей: например, диагональ a2-g8 ("а" два - "жэ" восемь), диагональ h4-d8 ("аш" четыре - "дэ" восемь) и т.д. Если на вертикалях и горизонталях цвет полей чередуется, то диагонали состоят из полей только одного цвета, т.е. могут быть или белопольными или чернопольными. Так, диагональ b1-h7 ("бэ" один - "аш" семь) - белопольная , а диагональ c1-a3 ("цэ" один - "а" три) - чернопольная. Восмипольные диагонали (a1-h8 и h1-a8) называются главными (большими) диагоналями.
Шахматная доска
ФИГУРЫ И ПЕШКИ. НАЧАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

В начале игры, или партии, каждая сторона имеет по 8 фигур:
Один король ¢
Один ферзь £
Две ладьи ¦
Два слона ¥
Два коня ¤
Восемь пешек §

Фигуры и пешки называются материалом. Партия, таким образом, начинается при материальном равенстве сторон. Цель игры состоит в том, чтобы взять в плен неприятельского короля или объявить ему мат ("мат" по-арабски умер).
Ферзь и ладьи называются тяжелыми фигурами, а слоны и кони - легкими.
В шахматной нотации приняты следующие сокращения: Король-Кр; Ферзь - Ф; Ладья - Л; Слон - С; Конь - К; пешка - п. (при перечислении двух и более пешек - пп.).
Всякая расстановка фигур и пешек на доске называется позицией или положением. Диаграмма показывает расстановку фигур и пешек в начале партии, или начальную позицию.
Таким образом, белые занимают первую и вторую горизонтали, черные - седьмую и восьмую. Доска должна располагаться так, чтобы справа от играющего находилось белое угловое поле, т.е. поле h1 (для белых) и поле a8 (для черных). Чтобы не путать места короля и ферзя, запомните:"Ферзь любит свой цвет", т.е. белый ферзь должен стоять на белом поле (d1), а черный - на черном (d8).
Шахматная доска
Правая (от белых) часть доски (вертикали "е"-"h") называется королевским флангом, левая (вертикали "а" - "d") - ферзевым флангом.
Шахматная доска

Перейти к задачам

← Предыдущий урок
Доска

Страницы урока: 1234

Следующая страница →