Быстрейшее развитие сил

Курс «Шахматы от простого к сложному» платный. Интерактивные возможности будут доступны, если Вы авторизуетесь и оплатите курс (если Вы еще не оплатили его).

Список бесплатных курсов можно посмотреть на главной странице.
БЫСТРЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ СИЛ

Начиная игру, всемерно стремитесь быстрее ввести в бой фигуры, не делая повторных ходов одной и той же фигурой.
Вот примерная схема развития (при условии, что партнер не препятствует этому плану):
1. Продвинуть центральные пешки, открывая выход фигурам.
2. Развить легкие фигуры.
3. Сделать рокировку.
4. Вывести тяжелые фигуры - ладьи и ферзя.
Естественно, что партнер, сумевший быстрее мобилизовать свои силы, сможет первым перейти в наступление, провести удачную комбинацию, добиться успеха. Наоборот, пренебрежение к развитию, увлечение ходами крайних пешек (а3,h6), погоня за материальными приобретениями в ущерб развитию могут привести к быстрой катастрофе.
Шахматная доска
Следующая партия весьма поучительна. [...] 1.e4 e5 2.d4 exd4 Правильный ход, хотя тем самым черные соглашаются на устранение своей центральной пешки Они рассчитывают, что после 3. £xd4 Белый ферзь окажется преждевременно выведенным. Черные сыграют 3. ..¤c6, ферзь вынужден будет отступить, и черные, таким образом, выиграют темп для дальнейшего развития. Темп - это единица времени в шахматах, равная одному ходу. В данном случае, играя 3. .. ¤c6, черные выигрывают тем, так как делают полезный ход заставляя белых потерять темп на лишний ход ферзем.
Кроме того, черным невыгодно защищать пешку e5, играя, скажем 2...f6 так как после 3. dxe5 fxe5 4. £h5+ g6 5.£xe5+ с потерей ладьи. 3.c3! Неожиданный ответ. Белые жертвуют пешку, чтобы захватить центр. 3...dxc3
Лучше 3...d5 продолжая борьбу за центр. После 4.exd5 ¤f6 5.¥b5 ¥d7 6.¥c4 dxc3 7.¤xc3 ¥d6 игра равна.
4.¥c4 cxb2 5.¥xb2 Это начало носит название северный гамбит. Гамбитом (гамбит по-итальянски - подножка, подвох) называется начало, в котором белые жертвуют одну-две пешки, иногда даже фигуру, с целью захватить центр и опередить черных в развитии. В данном случае черные выиграли две пешки, но не развили ещё ни одной фигуры, тогда как у белых оба слона занимают отличные позиции, нацелившись на королевский фланг, и вместе с пешкой е4 полностью контролируют центр. 5...¥b4 Этот шах выглядит неплохим развивающим ходом, однако уход слона ослабляет королевский фланг черных, создавая почву для опасных угроз. К сложной борьбе ведет 5. ...d6.
Можно было сразу упростить игру, возвратив обе пешки: 5...d5 6.¥xd5 ¤f6 7.¥xf7 ¢xf7 8.£xd8 ¥b4 9.£d2 ¥xd2 10.¤xd2 c5 с равной игрой.
6.¤d2 Теперь же черным угрожает 7. ¥xg7, а также 7. ¥xf7 ¢xf7 8. £b3+ с последующим £xb4. Белые отыгрывают пешку, лишая черных рокировки. 6...£g5? Черным кажется, что они нашли удачный ход: грозит 7. ... £xg2 с выигрышем третьей пешки и размен ферзей на d2. Последняя угроза черных особенно опасна для белых. Атакующая сторона обычно избегает размена ферзей, так как без ферзя успешно провести атаку удается сравнительно редко. Напротив, размен ферзей означает, как правило, важный успех защиты, тем более в данном случае, когда, имея две лишнее пешки, черные заинтересованы в упрощениях и переходе в эндшпиль. 7.¤gf3! Не допуская размена ферзей и развивая ещё одну фигуру. 7...£xg2 (ещё одна лишняя пешка, и ещё один потерянный для развития темп) 8.¦g1 ¥xd2 Первое впечатление таково, что черные добились успеха: на 9.£xd2 последует 9. ... £xf3, при 9. ¤xd2 теряется ладья g1, а после ¢xd2 черные берут пешку f2 с шахом. Однако расчеты черных не оправдываются. 9.¢e2! Преимущество в развитии у белых настолько велико, что они могут обойтись и без рокировки. 9...£h3 10.£xd2 Белые развили все свои фигуры, кроме ладьи a1; у черных же выведен один ферзь, и тот неудачно. Иными словами, для белых дебют уже закончен, для черных он только начинается. Почему же так получилось? В погоне за пешками черные плохо распорядились своим временем: из десяти ходов они четыре сделали пешкой, три хода - ферзем и два - одним и тем же слоном. Черные пренебрегли и центром, и развитием. Белые, напротив, тратили на развитие каждой фигуры всего по одному ходу. В распоряжении белых есть ряд сильных угроз, и в первую очередь 11. С:g7 или 11.C:f7+. Позиция черных незащитима. 10...¤f6 11.¥xf7 ¢d8 (Слон неприкосновенен: 11...¢xf7 12.¤g5 с выигрышем ферзя)
11...¢f8 следует 12.£g5 с неизбежной гибелью пешки g7 и быстрым матом.
12.¦xg7 ¤xe4 Грозило 13. Bxf6#. 13.£g5!13...¤xg5 14.¥f6#
Итак, белые одержали быструю победу в этой партии, потому что сумели выиграть время для развития фигур, тогда как черные допустили большие потери времени. Преимущество во времени является одним из видов позиционного преимущества. Выигрыш во времени позволяет опередить противника в развитии. Первым, кто по-настоящему понял значение времени в дебюте и сумел в своих партиях показать образцы использования преимущества в развитии, был замечательный американский шахматист Поль Морфи (1837-1884).
МОРФИ КОНСУЛЬТАНТЫ
Париж, 1858

Шахматная доска
[...] 1.e4 e5 2.¤f3 d6 Это начало носит название защита Филидора в честь Франсуа Филидора (1726-1795), сильнейшего шахматиста второй половины XVIII в. 3.d4 ¥g4? (Правильно 3...¤f6) (или 3...¤d7) 4.dxe5 ¥xf3 (Иначе белые выигрывают пешку: 4...dxe5 5.£xd8 ¢xd8 6.¤xe5) 5.£xf3 dxe5 Итак, черный слон сделал два хода и исчез с доски, а белые уже успели опередить противника в развитии. 6.¥c4 Грозит 7.Qxf7#. 6...¤f6 Защищаясь от мата, черные не замечают другой угрозы, подготовленной последним ходом Морфи.
Лучше 6...£d7 хотя и в этом случае после 7.£b3 8.Кc3 9.0-0 и Лfd1 им предстояла нелегкая защита.
7.£b3 Этот двойной удар по f7 и b7 выигрывает пешку. 7...£e7 Относительно лучшее. Черные согласны отдать пешку, чтобы после Ф:b7 Фb4+ вынудить размен ферзей и тем самым избежать атаки.
Плохо, конечно 7...£d7?:8.£xb7 £c6 9.¥b5 с выигрышем ферзя.
8.¤c3! В дебюте нужно заниматься не "пешкоедством", а развитием. 8...c6 Вместо развития приходится делать ещё один ход пешкой, чтобы защитить пункт b7. 9.¥g5 Этим ходом, связывающим коня f6, белые завершают развитие легких фигур. 9...b5? Рассчитывая, что после отхода слона можно будет сыграть Kbd7 и постепенно развить фигуры. (Лучше 9...£c7) 10.¤xb5! Очень важный момент: Морфи жертвует коня, чтобы открыть линии, по которым его фигуры устремятся в атаку на короля. Это не случайная жертва, но проявление одной из закономерностей борьбы в шахматной партии: сторона, которой удалось быстро мобилизовать свои силы и опередить противника в развитии должна стремиться к вскрытию линий: у нее уже все наготове, чтобы захватить их. Напротив, тот, кто отстал в развитии, обязан избегать ходов, чреватых вскрытием линий: у него нет наготове сил для использования открытых линий, и они будут перехвачены фигурами противника. 10...cxb5 11.¥xb5 ¤bd7 12.O-O-O Грозит 13.Bxd7+. 12...¦d8
Если 12...£b4, то13.¥xf6 gxf6 (13...£xb3 14.¥xd7#) 14.¥xd7
13.¦xd7!13...¦xd7 14.¦d1 Белые пожертвовали качество, чтобы ликвидировать важного для защиты коня, и сразу же ввели в бой свежие силы - ладью h1. Черные настолько неудачно провели дебют, что теперь не могут использовать для защиты ни ладью h8, ни слона f8. 14...£e6 (И здесь на 14...£b4 решало 15.¥xf6) 15.¥xd7 ¤xd7 16.£b8 ¤xb8 17.¦d8# Эта партия игралась в ложе оперного театра во время исполнения "Севильского цирюльника" Россини. Противниками Морфи были герцог Брауншвейгский и граф Изуар.

← Предыдущий урок
Как начинать партию

Следующий урок →
Создание удачного расположения пешек