Мат по первым двум или последним двум горизонталям

Курс «Шахматы от простого к сложному» платный. Интерактивные возможности будут доступны, если Вы авторизуетесь и оплатите курс (если Вы еще не оплатили его).

Список бесплатных курсов можно посмотреть на главной странице.

Перейти к задачам

VI. МИТТЕЛЬШПИЛЬ

ТИПОВЫЕ КОМБИНАЦИИ

Комбинации принадлежит совершенно особое место в шахматном творчестве. Именно в области комбинации особенно ярко проявляются такие качества шахматиста, как оригинальность мышления, фантазия, способность к далекому расчету.
Выше приводилось определение комбинация. Оно верно отражает сущность этого явления, но все же оставляет в стороне некоторые немаловажные его особенности. Комбинация это всегда нечто неожиданное, отменяющее обычное течение борьбы. "Комбинация, - подчеркивает второй чемпион мира Эм. Ласкер, - вызывает неожиданную переоценку ценностей." Ту же мысль развивает М. Ботвинник : "Шахматист с первых шагов приучается к обычным материальным соотношения перестают действовать, где, например, ферзь оказывается слабее пешки. Путь к этим позициям ведет через жертву."
Другая особенность комбинации - это ее высокая эстетическая ценность. Красота в шахматах проявляется в многообразных формах, но именно комбинация чаще всего отвечает нашему чувству прекрасного. Вместе с тем мы уже имели возможность убедиться, что именно через комбинацию лежит кратчайший путь к победе. Способность находить комбинации, или комбинационное зрение, является поэтому очень важным качеством шахматиста, которое необходимо постоянно развивать и совершенствовать.
При всем великолепии и неисчерпаемом разнообразии осуществленных на практике комбинаций исследователями шахмат уже давно было замечено, что в них можно выделить более или менее ограничений круг часто повторяющихся типовых идей. Ознакомлению с этими идеями на материале относительно несложных комбинаций и посвящена эта глава. Следует подчеркнуть, что в овладении типовыми комбинациями заключено непременное условие формирования комбинационного зрения.
В порядке предварительного замечания отметим, что общепризнанной классификации различных типовых комбинаций в шахматной теории не существует. Отнесение отдельной конкретной комбинации к какому-нибудь из общеизвестных типов нередко является весьма условным, так как обычно в одной комбинации сочетается несколько (если не множество) типовых идей.

МАТ НА ПОСЛЕДНЕЙ И ПРЕДПОСЛЕДНЕЙ ГОРИЗОНТАЛЯХ

В практической партии часто осуществляется мат ладьей или ферзем на последней горизонтали.
Шахматная доска
[...] 1.£xe5

1.... При ходе черных они дают мат следующим образом: 1...£e1 2.¦xe1 ¦xe1#
1...¦xe5 2.¦d8 ¦e8 3.¦xe8#Этот, разумеется, элементарно. Опытный шахматист не допустит подобного финала. Все же идея подобного мата на первой или восьмой горизонтали осуществляется в практике порой самым неожиданным образом.
В 23-м первенстве СССР в партии Микенас - Бронштейн случилась следующая позиция.
Шахматная доска
Каково же было удивление зрителей, наблюдавших за этой партией, когда Бронштейн осуществил блестящий комбинационный удар! [...] 24...¦xa3!! ,после которого белые немедленно сложили оружие.
Бросается в глаза возможность объявить шах 24...£e1? В случае если белые поспешно возьмут ферзя 25.¦xe1? после
Однако если белые, не польстившись на предлагаемый подарок, ответят 25.£f1! то черные ничего не достигают.
25...¦xe1 они получают мат.
Действительно, как в случае 25.bxa3 (белые получают мат по первой горизонтали 25.£xa3 £e1!??+) (or 25.£d1 ¦xa1 26.£xa1 £e1??+) 25...£xa1 26.£d1 £xd1 27.¥xd1 ¦e1#
Красивое окончание партии Черепков - В. Сазонов (Кисловодск, 1967). И здесь черным удалось осуществить комбинацию на тему мата по первой горизонтали:
Шахматная доска
[...] 29...¥xe4 30.¦xe4 ¦xd4!!31.¤f3 (в случае взятия черной ладьи последует 31...Фc1+) 31...¦exe4!??+ Белые сдались.
Огромное значение имеет господство над седьмой горизонталью тяжелых фигур. Создание угроз мата по седьмой и восьмой горизонталям - весьма распространенный прием.
Следующий поучительный пример взят из партии Болеславский - Готтес (Гамбург, 1960).
Шахматная доска
Белая ладья попала на седьмую горизонталь. Как использовать это обстоятельство? [...] 26.¥xe8 ¦xe8 (но не 26...¢xe8 из-за 27.¦xg7+??) 27.f6!27...gxf6 28.¦xh7 e4
Черные не могут воспрепятствовать проникновению второй ладьи на седьмую горизонталь. Как при 28...¦ec8?29.¦xc8 ¦xc8 30.¦h8
(так и 28...¦e7?29.¦h8 черные теряют ладью.) 29.¦cc7 ¢g8 Иначе последует 30.Лh8#.
30.¢f2 b6 31.h4! Теперь, если черные ничего не предпримут, белые доведут пешку до h6 и затем объявят мат в два хода: Лсg7+ и Лh8X) 31...¦bd8 32.¦cg7 ¢f8 33.¢e1 e3 34.axb6 e2 35.¦d7! предупреждая шах ладьей на d1 35...¦c8?36.¦h8#

Перейти к задачам

← Предыдущий урок
Типовые комбинации

Следующий урок →
Спертый мат