Шахматные задачи

Курс «Шахматы от простого к сложному» платный. Интерактивные возможности будут доступны, если Вы авторизуетесь и оплатите курс (если Вы еще не оплатили его).

Список бесплатных курсов можно посмотреть на главной странице.

Страницы урока: 123



IX. ШАХМАТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Шахматная композиция - очень интересная область шахматного искусства. Много любителей шахмат увлекаются этим интересным видом творчества, составляя и решая шахматные задачи и этюды.
Наиболее популярны два раздела шахматной композиции - задачи и этюды.
Шахматные задачи - это искусственно составленные позиции, в которых надо в заранее обусловленное количество ходов заматовать короля. По количеству ходов решения они называются двухходовками, трехходовками и т.д.
Этюд также искусственно составленная позиция, в которой по условию требуется найти выигрыш для одной из сторон или сделать ничью.
Виднейшими основоположниками это интересного вида искусства были русские шахматные композиторы А. Троицкий, В. и М. Платовы, Л. Куббель, А. Галицкий, Л. Исаев и др.
За выдающиеся заслуги в деле развития шахматного этюда Советское правительство присвоило почетное звание заслуженного деятеля искусств А.А. Троицкому.
В настоящее время наши советские шахматные композиторы много работают над созданием новых задач и этюдов, представляя их на всесоюзные и международные конкурсы, публикуя свои композиции в журналах и газетах. Неоднократно проводились командные первенства СССР по шахматной композиции.
Как в задачах, так и в этюдах положение на доске должно быть возможным, т.е. таким, какое в принципе может быть получено из первоначального положения при игре по обычным правилам (так, например, наличие белого слона на h1 при белой пешке на g2 недопустимо). Решение должно быть единственным. На доске не должно быть лишних фигур.
Решение задач и этюдов помогает шахматисту развивать свои комбинационные способности, позволяет легче ориентироваться в острых позициях в середине игры. Знакомство с этюдами приносит большую пользу для совершенствования игры в эндшпиле, приучает точно рассчитывать возможности оставшихся на доске фигур, минимальными экономичными средствами доводить игру до победы или добиваться ничьей, казалось бы, в проигранной позиции. Задачи и этюды развивают фантазию шахматиста, знакомят его с оригинальными идеями.

ШАХМАТНЫЕ ЗАДАЧИ

При составлении или решении задач необходимо учитывать следующие требования, предъявляемые к современной шахматной задаче.
1. Первый ход решения должен быть "тихим" - без взятия фигуры или объявления шаха.
2. Первым ходом не следует отнимать поля, доступные для отступления черного короля.
3. В двухходовых задачах в начальной позиции не должно быть угрозы шаха белому королю или, если такая угроза существует, на нее должен быть готов матующий ответ.
4. Чем больше возможных защит имеют черные, тем задача интересней. Чем больше защит, тем больше вариантов.
5. Как первый ход решения, так и последующие ходы белых в каждом из вариантов должны быть строго единственными.
Рассмотрим в качестве примера решение этой задачи В.Иссарьянова. По заданию белые начинают и дают мат в два хода.
Прежде чем начать решать задачу, стоит обратить внимание на возможные взятия белой пешки d5 и коня d3, находящихся под ударами. Если в позиции на диаграмме при своем ходе черные возьмут коня:
Шахматная доска
[...] 1...cxd3 (На 1...¦xd5 последует 2.£xg4# (поле d5 блокировано)) (На 1...¤xd5 возможен мат 2.£xh7# (также блокировано поле d5)) то белые дают мат 2.¦e1# используя то обстоятельство, что поле d3 недоступно для черного короля - заблокировано.
Шахматная доска
В решении задачи белые играют [...] 1.¤e5! (угрожая 2. Лd4#), на 1...¦xd5 последует (на 1...¥xe5 возможен мат: 2.£xh7# (поле е5 заблокировано)) (и если 1...dxe5, то2.£xg4# (вновь поле е5 заблокировано)) 2.¦e1# (Поле d5 заблокировано).
Приводим несколько задач, которые должны заинтересовать читателя. Ответы на эти задачи приведены в конце главы. В задачах не указывается, чей ход, так как обычно подразумевается, что начинают белые.

Л.ГАЛИЦКИЙ, 1892

Мат в два хода

0
Шахматная доска
[...] 1.¥a4!1...¥xe4 2.¥d1#
Л. ИСАЕВ, 1928

Мат в два хода
Шахматная доска
[...] 1.¦ch5! (угрожающий 2. Qd5#)
Другие ходы ладьями не достигают цели: 1.¦g5?1...¥g6!
или 1.¦f5?1...¦g6! - белая ладья занимает поле g5 или f5, к которым белый король отступает в главных комбинациях.
1...¦g6 (освобождение черного коня f6, чтобы защитить поле d5) (или 1...¥g6 2.¢g5#) (Дополнительные варианты: 1...¤b4 2.£c5#) (1...¤c3 2.¢xe3#) (1...bxc6 2.£e5#) 2.¢f5#
Л. КУББЕЛЬ, 1928

Мат в два хода
Шахматная доска
[...] 1.£c1! (угрожающий 2. Qf4#)
1.£e3? опровергается ходом 1...¤d3 (белый ферзь блокирует белую пешку, предохраняя ее от решительного удара e2-e4)
и 1.e3?1...¦b4! (теперь белая пешка предохраняет белого ферзя от перемещения на c5)
Варианты: 1...¦b4 (1...¤d3 2.e4#) (1...¥d6 2.¥e6#) (1...g5 2.¥h7#) 2.£c5#

← Предыдущий урок
Шахматная композиция

Страницы урока: 123

Следующая страница →