4. Игра4.1 Игровой режим4.1.1 Описание окна ДоскаКак только начинается игра, открывается окно Доска.
Как видно на рисунке вверху, в окне Доска есть шахматная доска с управляющим элементом справа, позволяющим изменять размер доски (для этого нужно потянуть мышью за правый край доски или использовать команды из локального меню на доске), часы, окно с текстом партии, окно консоли с возможностью ввода команд или другого текста, окно зрителей. Если Вы не играете сами, а являетесь зрителем или партия уже закончилась, то вам еще становится доступна закладка Дерево. Здесь вы можете видеть ходы из дебютной библиотеки с оценками. На данный момент в дерево включены только первые 6 полуходов. 4.1.2 Инструментальная панель "действия"Когда начинается новая партия, ваша клиентская программа автоматически отображает окноДоски. В верхней части этого окна, под строкой меню, расположена инструментальная панель Действия. Кнопки этой панели позволяют выполнять основные действия во время партии:
Прервать – Щёлкните по этой кнопке, чтобы прервать партию. Партия будет безусловно прервана, если один из противников не сделал ни одного хода, в противном случае необходимо согласие противника.
Назад – Щёлкая по этой кнопке, вы отправляете вашему противнику запрос на взятие назад одного хода. Эта функция позволяет взять назад один ход по согласию противника. Назад 2 – То же самое, только можно взять назад два хода. Ничья – щёлкните по этой кнопке, если Вы отправляете вашему противнику предложение ничьей. Если же кнопка подсвечена желтым цветом это означает, что Ваш противник предложил ничью и тогда вы можете принять его предложение, нажав на кнопку. Отлож. – Щёлкните по этоё кнопке, чтобы отправить запрос на откладывание партии. Позже вы можете доиграть эту партию. Если же эта кнопка подсвечена желтым цветом, это означает, что ваш противник предлагает отложить партию. После нажатие на эту же кнопку партия откладывается и в дальнейшем ее можно доиграть. Сдаться – Щёлкните по этоё кнопке, чтобы сдать партию. В подтверждение ваших действий появится табличка с вопросом, действительно ли вы хотите сдаться. При подтверждении, происходит сдача партии. Добавить 60 – При желании, вы можете добавить 60 секунд на часах противника. Отказ - При любом предложении противника (ничья, просьба переходить и др.) щелчок по этой кнопки отклоняет предложение. Связь - Щелчок по этой кнопке выводит в окно консоли информацию о затратах времени на пересылку хода. Аплодир. - Щелчок по этой кнопке посылает аплодисменты противнику Инфо - Щелчок по этой кнопке отображает информацию о противнике и о сыгранных им партиях в отдельном окне. Выше и ниже доски отображаются часы, которые автоматически ведут учет затраченного противниками времени. Красный цвет часов часов показывает, чья сейчас очередь хода. 4.1.3 Инструментальная панель после партииКак только партия заканчивается, часы противников останавливаются, эта инструментальная панель Действия изменяется:
На ней находятся кнопки, позволяющие выполнять основные действия после того, как партия закончилась: Аплодир. - при нажатии по этой кнопке вы посылаете аплодисменты противнику. Реванш - при нажатии по этой кнопке вы предлагаете сыграть тому же игроку партию с теми же параметрами. Другие кнопки этой инструментальной панели - те же, что и на инструментальной панели редактирования. Вы можете выполнять любые необходимые операции по редактированию только что закончившейся партии. 4.2 РедактированиеКлиентское приложение Интернет-клуба Chess Assistant представляет собой прекрасный образец реализации подходa, ориентированного на работу с базами данных. Каждая партия, играемая в клубе, сохраняется в Общей базе на сервере, и вы можете позже найти и загрузить её. Кроме того, пользователям доступны различные способы ввода новой шахматной информации, а также средства поиска и редактирования партий. Режим редактирования объединяет функции, к которым пользователи клиентского приложения обращаются чаще всего. Другие режимы частично наследуют функциональность режима редактирования. Вы можете вводить свои варианты, примечания в нотации партии и рсставлять цветные маркеры на доске. При желании, можно запустить аналитическую программу и вставить результаты анализа в партию, которая у вас зашружена в окно Доски. Конечно же, вы можете сохранять результаты вашей работы Локальную базу на диске вашего компьютера, или в вашу Персональную библиотеку на сервере. Позже вы можете найти эту партию и загрузить её для просмотра и/или редактирования. Обычно вы редактируете партии в следующих случаях :
4.2.1 Режим редактированияВ режиме редактирования вы видите окно Доски с партией, которую вы только что загрузили из какой-либо базы, или которую вы собираетесь создать. Вы можете запустить режим редактирования в любой момент, выбрав команду главного меню программы Файл | Создать партию (или нажав сочетание клавиш [Ctrl + N] на клавиатуре):
Режим редактирования предоставляет вам основные функции приложения, связанные с обработкой хранимых партий. Другие режимы приложения, такие как игровой режим, режим изучения и режим наблюдения, частично наследуют эти функции режима редактирования. Если вы посмотрите на инструментальную панель в этих режимах, то увидите, что многие кнопки здесь те же самые, что и в режиме редактирования. Смотрите описание инструментальной панели редактирования в соответствующем разделе. Когда вы запускаете режим редактирования, на Панели объектов автоматически добавляется кнопка Хранимая . Если вы загрузили партию из базы, то в этом случае на кнопке также отображаются имена противников. В нижней части Панели объектов находится набор кнопок управления объектами, представляющих различные прикреплённые окна режима редактирования:
Мы приводим краткое описание этих окон: Инфо партии - в режиме редактирования это окна содержит несколько полей, в которые вы можете ввести имена игроков, результат партии, дату, место, индекс ECO, контроль времени и название соревнованияt. Все эти данные используются для доступа к партиям, хранящимся в базе сервера, вместе с текстом партии:
Доска - окно Доски, на которой вы можете вводить ходы партии и варианты. Обычно ходы выполняются перетаскиванием фигур на доске при помощи мыши (вы можете выполнять ход также двумя щелчками мыши, если установите соответствующую опцию; см. Управление интерфейсом). Окно Доски синхронизовано с окном Нотации, где фиксируется запись сделанного хода:
Нотация - окно Нотация отображает текст партии синхронно с изменениями позиции в окне Доска. Здесь также могут приводиться варианты, словесные примечания и различные маркеры. Когда это окно активировано, нажатие клавиши [F3] открывает окно Редактора примечаний. Ели пометить мигающий курсор за последним ходом в нотации и нажать клавишу [Backspace], ход в нотации будет удалён, а на доске восстановится позиция перед удалённым ходом. Часы - в этом окне отображается время, затраченное каждой из сторон. Когда вы загружаете партию, которая действительно игралась двумя противниками, а затем была сохранена в базе, вы можете видеть, что окно Часы синхронизовано с нотацией и с позицией на доске, так что вы можете понять, сколько времени противники затратили на каждый свой ход. Если же вы вводите новую партию, окно часы неактивно:
Навигация - панель Навигации содержит четыре кнопки с чёрными треугольниками (аналог клавиш со стрелками на клавиатуре). Щёлкая по этим кнопкам, вы можете перемещаться вперёд и назад по нотации, а также прыгать к началу или к концу партии. Эта панель синхронизована с окнами Доска и Нотация. На этой панели также отображается соотношение материала у сторон после каждого хода в партии:
Дерево - в этом окне отображается информация о позиции на Доске, которая хранится в шахматном дереве. Здесь мы видим несколько столбцов - Ход (здесь перечислены все ходы, сделанные из текущей позиции), #(количество или частота встречаемости данного хода), % (процент успешности применения данного хода), Теория (оценки экспертов) и CAP (количественные оценки Chess Analysis Project, полученные с применением подхода минимакс. Щелчок по заголовку столбца сортирует список по выбранному критерию:
Анализ - в режиме Редактирования вы можете запустить аналитическую программу. Щёлкните по кнопке с изображением глаза на инструментальной панели, или просто нажмите клавишу [Space] на клавиатуре. Это действие открывает ещё одно окно, Анализ. Здесь приводятся варианты, рассчитываемые аналитической программой, выводимые один за другим, по мере того как программа находит их. Последний вариант всегда самый верхний. Приводится также оценка каждого варианта в квадратных скобках и глубина рассчёта (после символов "d="):
Окно Анализ и окно Доска тоже синхронизованы. По мере того, как программа предлагает варианты, на доске отображаются подсказки цветными стрелками. Эта опция также настраивается. Выберите в глано меню клиентского приложения пункт Настройки/Шахматные программы (или нажмите сочетание клавиш [Alt +F11] ) и установите флажок Подсказка стрелкой в диалоге Настройки игровой программы Вы можете временно закрывать ненужные окна выбрав пункт Скрыть в их локльном меню. Чтобы снова вывести их на экран, щёлкните по соответствующим кнопкам управления объектами в нижней части Панели объектов. 4.2.2 Инструментальная панель редактированияКнопки на инструментальной панели редактирования предоставляют вам доступ к основным функциям этого режима. Сама инструментальная панель расположена в верхней части окна приложения, под строкой меню и выше окна Доски:
В б-ку - партия сохраняется в вашу персональную библиотеку. Сохр. - партия сохраняется в локальную базу. Аннот - позволяет вводить текстовые комментари. Маркер - позволяет расставлять цветные маркеры на доске. Позиция - установить позицию. После нажатия на эту кнопку появляется окно расстановки позиции. Буфер - показать/скрыть панель буфера обмена. Если панель показывается то в ней следующие кнопки: - копировать партию в буфер, - копировать позицию в буфер, - вставить из буфера (партию или позицию), - очистить буфер. Анализ - при нажатии на стрелку открывается дополнительное меню с командами:
4.2.3 Другие средства редактированияЩелчком по любой кнопке на инструментальной панели редактирования вы только сообщаете клиентскому приложению о своём намерении выполнить то или иное действие. Чтобы выполнить вашу команду, клиентскому приложению может потребоваться дополнительная информация. Вы предоставляете свои указания и уточнения с помощью дополнительных средств интерфейса, чаще всего, с помощью диалоговых окон. Туда вы вводите все дополнительные данные и подтверждаете свою начальную команду щелчком по кнопке OK. При вводе различных комментариев используется диалоговое окно Редактора комментариев (хорошо знакомое пользователям Chess Assistant) :
Если любое количество ходов на доске уже сделано, возможности для редактирования становятся более богатыми: Послесловие - в поле можно ввести текстовый комментарий, который после нажатия на поле ок будет находиться после всех ходов, сделанных в этой партии. Oценка - после нажатия на эту закладку, появляется окно, где можно дать оценку текущей позиции:
Стандартные классы - после нажатия на эту закладку, появляется окно:
Папки - пользовательские папки. После нажатия на эту закладку, партию можно отправить в пользовательскую папку. Стили - после нажатия на эту закладку, появляется окно:
Короткий до - после нажатия на эту закладку, появляется окно и в поле можно ввести короткий текстовый комментарий, который после нажатия на поле ок будет находиться до указанного хода, сделанного в этой партии. Короткий после - после нажатия на эту закладку, появляется окно и в поле можно ввести короткий текстовый комментарий, который после нажатия на поле ок будет находиться после указанного хода, сделанного в этой партии. Текст до - после нажатия на эту закладку, появляется окно и в поле можно ввести длинный текстовый комментарий, который после нажатия на поле ок будет находиться перед указанным ходом, сделанным в этой партии. Текст после - после нажатия на эту закладку, появляется окно и в поле можно ввести длинный текстовый комментарий, который после нажатия на поле ок будет находиться после указанного хода, сделанного в этой партии. Введение - в поле можно ввести текстовый комментарий, который после нажатия на поле ок будет находиться перед всеми ходами, сделанными в этой партии. Послесловие - в поле можно ввести текстовый комментарий, который после нажатия на поле ок будет находиться после всех ходов, сделанных в этой партии. Цветные маркеры на доске вы расставляете с помощью диалога Установки цветных маркеров:
В этом окне есть 5 закладок - маркеры, линии, блоки, символы и текст, с помощью которых вы можете управлять размещением разнообразных обьектов на полях шахматной доски. Чтобы поставить маркер, выбирите его цвет и типю Поле этого щелчок по выбранному полю доски помещает на нем маркер. Чтобы поместить на доске текст, щелкните по закладке текст и нажмите кнопку добавить. Выберите прямоугольную облать доски: щелкните по первому полю и не отпуская кнопки, перетащите указатель на последнее поле доски. Введите текст в окне ввести " маркер текста" Выберите необходимый цвет и размер шрифта и нажмите OK . Наконец, при расстановке той или иной позиции используетя диалог Операции с позициями:
4.2.4 Ввод новых партийВ любом режиме клиентского приложения вы можете выбрать в главном меню пункт Файл | Создать, или нажать сочетание клавиш [Ctrl + N]. Это действие загружает окно Доски с новой партией. Эта новая партия представлена кнопкой Хранимая на Панели объектов. Вы можете делать ходы на шахматной доске, перетаскивая фигуры мышью, и они будут фиксироваться в окне Нотация. Фактически, клиентское приложение работает сейчас в режиме редактирования, и над доской вы видите инструментальную панель редактирования:
После того, как вы введёте ходы партии, добавите варианты и примечания и заполните поля в окне Инфо партии, вы можете сохранить партию в локальную базу или в персональную библиотеку. 4.3 Анализ и изучение партий4.3.1 Режим анализ партииВ режиме Игровой зал , в верхней части окна под строкой меню вы видите инструментальную панель:
Предположим, Вы сделали интересный анализ и хотите его обсудить ещё с кем-то. Щёлкнув по кнопке - изучение партии, вы открываете окно партии и запускаете режим изучения/анализа.
Те игроки, с которыми вы хотите обсудить анализ, должны войти в список игроков и щелчком выделить вас в списке игроков. Затем, нажимая на кнопку , они попадают в окно вашей партии, находящейся в режиме анализа, в качестве зрителей. С этого момента они будут видеть все ваши действия в окне анализируемой партии. Таким образом, в анализе партии могут участвовать демонстратор и зрители. Демонстратор может:
Зритель может:
4.3.2 Инструментальная панель изученияИнструментальная панель изучения выглядит следующим образом:
Как видите, некоторые кнопки этой инструментальной панели те же самые, что и на инструментальной панели редактирования. Здесь мы остановимся на описании кнопок, которые есть только на инструментальной панели изучения и позволяют выполнять специфические для этого режима действия: Указатель показа. Это установка указки. Указка появляется и у ученика. Указку можно ставить на клетку доски или на какой-то ход в нотации партии. Предоставление. С помощью этой кнопки демонстратор может сделать демонстратором кого-либо из обозревателей. Тогда сам демонстратор становится наблюдателем и, соответственно, изменяется его инструментальная панель:
- послать аплодисменты лектору - время задержки передачи хода лектора - персональная информация лектора. Чтобы зритель мог также участвовать в анализе показываемой партии - вставлять ходы, комментарии и маркеры, демонстратор должен передать ему ход, нажав на кнопку . Как результат появляется окошко сортировка зрителей. Здесь, выделив нужного зрителя и щёлкнув кнопку OK, демонстратор передает ему грант, становясь обозревателем.
Вставив комментарии, он может вернуть грант предыдущему демонстратору (сейчас являющемуся зрителем), после чего предыдущий демонстратор , вернув себе грант, может продолжать делать ходы на доске и вести разнообразное исследование партии.
|
Подразделы |